Случай в Польше, когда новинка на рынке игрушек стала поводом вернуться к теме отношения к правде о войне. Тут уместен именно глагол «вернуться», потому что событию предшествовали другие. Все вместе они образуют, так сказать, альтернативную картину прошлого, даром что среди нас еще остались те, кто помнит, как все было на самом деле.
Большая новость на сайте маленькой польской компании — «Советы идут». В продаже новинка — солдаты Красной Армии в образе мародеров. Масштаб 1:35. Под каждой сценой громкая подпись — «Красный шторм над Европой» или «Советские грабители везут в тачке ворованные картины». Всего 75 евро за сет.
Но можно и по отдельности, с не менее говорящими издевательскими названиями. Тут и «Коллекционер времени» с настенными часами, и лаконичная «Жажда», и «Модный дизайнер» в гражданской жилетке поверх формы — эти по 16. А вот «Знаток искусства» с тачкой живописи — почти вдвое дороже.
Все подписи со знаком вопроса, но вопрос возникает и к авторам: почему ничего подобного нет в описании фигурок солдат ваффен СС? Они тут вообще ничего плохого не делают, а просто стоят с оружием и смотрят вдаль, максимум разглядывают карту. И если кто-то претендует на историческую правду, чего-то в этом ряду не хватает.
«В фигурках эссэсовцев не хватает палачей, которые вспарывали беременным женщинам животы и топорами отрубали пятки людям. Вот этого тоже не хватает. Не хватает фигурок эссэсовцев, загонявших людей в сараи и кидавших туда гранаты, а потом сжигавших в этих сараях трупы, чтобы замести следы. Не хватает концентрационных лагерей, где сотнями тысяч уничтожали людей, — вот этого не хватает, по-моему, с их стороны», — сказал историк, эксперт Российского военно-исторического общества Никита Буранов.
Конечно, глупо отрицать, что некоторые бойцы Красной Армии совершали преступления — на этот счет немало документов, которые ни для кого не секрет. Как не секрет и то, что с такими проявлениями командование жестко боролось, вплоть до расстрелов. Живы и свидетели, которые своими глазами видели — никакие фронтовые заслуги не спасут солдата от возмездия, например, за изнасилование женщины на территории освобожденной Европы.
«Катюшечник. Он сколько немцев отправил на тот свет! У него грудь вся в орденах. Он на "Катюше" воевал не один год на фронте. И вот его поставили перед строем армии и на глазах обиженных австрийцев и австриек устроили расстрел», — рассказал ветеран Великой Отечественной войны Александр Малов.
Да, такое было, как и в любой другой миллионной армии. Хоть и не идет ни в какое сравнение с тем, что творили на оккупированных территориях немецкие войска, да и польские коллаборационисты тоже. А еще украинские, литовские и так далее — список участников массовых убийств длинный.
И уж точно не подлежит никакому сомнению тот факт, что именно Красная Армия остановила фашистов под Москвой и освободила Европу от нацизма, заплатив страшную цену. Об этом помнят спасенные узники концлагерей на территории все той же Польши, как Чеслав Левандовский.
«Для меня солдат Красной Армии — это освободитель. Потому что он меня и освободил из концлагеря. Благодаря советскому солдату после освобождения меня два месяца лечили в советском военном госпитале. Они меня вернули к жизни после лагеря. Я помню, как обо мне заботились», — говорит узник концлагеря Штутгоф.
Но это, наверное, сюжет не подходящий. В Польше для коллекционеров не создают фигурки советских солдат, развернувших полевые кухни на улицах Варшавы. Это не тот образ, который в моде в позабывшей, видимо, трагические уроки истории стране.
«Это можно назвать не просто фальсификацией, прямой подменой, подменой образа солдата. Из красноармейца лепят не воина-освободителя, из него лепят как раз грабителя и убийцу, который вторгся в старушку-Европу и пытался ее изнасиловать и убить. А "добрый" солдат СС, представитель Евросоюза своего времени, эту старушку-Европу, как мог, защищал, и он овеян таким ореолом. Это просто фактическая пиар-работа», — говорит историк, эксперт Российского военно-исторического общества
Никита Буранов.
В рамках этого псевдо-исторического пиара польский парламент принял резолюцию, в которой виновником Второй мировой войны наравне с Германией назван Советский Союз. Хотя все точки, казалось бы, давным-давно расставлены в том числе и в документах.
В конце прошлого года о них подробно рассказывал президент России. Например, о польско-германской декларации о неприменении силы от 1934 года, задолго до пакта Молотова-Риббентропа 1939-го, которым принято почему-то пенять нашей стране. Кстати, в 1938-м польские дипломаты открыто обсуждали не с кем-нибудь, а с Гитлером окончательное решение еврейского вопроса.
«Гитлер сообщил министру иностранных дел, а потом послу Польши в Германии, прямо сказал, что у него есть идея выслать евреев в Африку, ну, в колонии. Представляете, в 1938 году выслать евреев из Европы в Африку. На вымирание, на уничтожение. На что посол в Польше ему ответил, а потом это записал в своей докладной бумаге министру иностранных дел Польши господину Беку: "Когда я это услышал, — сказал он, пишет он, — я ему ответил, — фюреру он ответил, Гитлеру, — если он это сделает, мы поставим ему великолепный памятник в Варшаве". Сволочь, свинья антисемитская, по-другому сказать нельзя», — сказал президент России.
Поляки тогда страшно обиделись и в МИД вызывали российского посла, но никаких контраргументов никто не услышал. Собственно, откуда бы им взяться: история — наука упрямая. Но вот теперь солдатики — неужели это и есть ответ на закрепившийся образ «антисемитской свиньи»? Если даже и так, то ответ не назовешь убедительным. Вполне укладывается в рамки какой-то патологической страсти руководства некоторых бывших стран Варшавского договора расчесывать свои фантомные постсоветские раны. Хотя даже в Польше такой подход не находит поддержки у тех, кто все-таки смотрит на факты.
«Конечно, мне это не нравится. Советские солдаты сделали много для Польши, для освобождения от оккупации. Ведь гитлеровская оккупация была направлена не только на политическое доминирование над Польшей, но и на уничтожение страны и истребление польского народа. Без советского солдата мы бы сегодня и говорить по-польски не могли. И, скорее всего, и Варшава не была бы отстроена, остались бы одни руины. Так что представление солдат таким образом имеет только пропагандистский смысл. Это никак не связано с реальной историей», — сказал политолог, историк Томаш Янковский.
Вот как, например, какой-то странный англо-немецкий Санта-Клаус почему-то на улицах Лондона времен войны из той же серии фигурок. Только больное воображение способно на подобные интерпретации. Но болезнь, как известно, заразная и свойственна не только Польше, но также и многим государствам, появившимся на осколках СССР. И чем больше трещин на таких черепках, тем сильнее злоба и желание заменить настоящих героев на собственных фашистских людоедов.
Печать