Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук1.Федеральная политика в отношении регионовРазвитие социальных программ и транспортной инфраструктуры, поддержка строительной отрасли, декриминализация значимых отраслей региональной экономики, плотно связанных с интересами местных элит, при создании дополнительных механизмов работы с общественными структурами и волонтерскими движениями остаются в числе приоритетов политики Центра. Эти тенденции были обозначены в ходе встречи Владимира Путина с избранными губернаторами, а также на других мероприятиях сентября 2020 года, связанных с конкретизацией ключевых направлений региональной политики.
Во-первых, на фоне благоприятных для «Единой России» итогов Единого дня голосования происходит более активное вовлечение популярных региональных политиков и управленцев в деятельность партии в период подготовки парламентской кампании. Продолжением обозначившейся еще осенью 2019 года тенденции на назначение губернаторов секретарями региональных отделений партии стал приход на такую должность в Челябинской области Алексея Текслера. Этот тренд может привести к росту интереса как ресурсных, так и молодых перспективных кандидатов к участию к праймериз, которые будут проводиться партией большинства накануне парламентской кампании 2021 года. Одновременно усиливается согласование законопроектной и мониторинговой деятельности партии и государственной политики в социальной сфере и реализации нацпроектов. Показательно избрание секретаря Генсовета «Единой России» Андрея Турчака на пост первого вице-спикера Совета Федерации - это может дополнительно расширить возможности участия партии в работе на этих направлениях.
Во-вторых, сохраняющееся внимание Центра к развитию строительной и лесной отраслей (проявившееся, в частности, в ходе прошедшего под председательством президента совещания о развитии и декриминализации лесного комплекса, а также расширенного заседания президиума Госсовета) с большой вероятностью будет вести к перераспределению влияния представителей региональных элит, вовлеченных в эти сферы деятельности. Возможно, это приведет к активизации кадровых перестановок в региональных и муниципальных администрациях, а также станет одной из причин ухода из Госдумы ряда прежде влиятельных игроков регионального уровня по итогам парламентской кампании-2021
В-третьих, сохраняющаяся ориентация на развитие внутреннего туризма стала одним из поводов для поручения Владимира Путина к правительству «проработать вопрос реконструкции автомобильных трасс и железных дорог, которые ведут к черноморскому побережью России, и с учётом этого скорректировать планы дорожного строительства и развитие транспортной инфраструктуры». Это усиливает лоббистские возможности руководства ряда регионов Центрального и Южного федеральных округов, однако потребует от них проведения дополнительной работы с общественностью регионов для согласования спорных вопросов при реализации конкретных проектов. Это может способствовать дополнительному вовлечению в работу с местными сообществами как представителей «Единой России», так и деятелей волонтерских движений.
В-четвертых, управленческие практики, зарекомендовавшие себя в Москве, могут быть распространены на регионы не только в рамках работы по стабилизации эпидемиологической обстановки, но также в вопросах жилищного, инфраструктурного строительства и развития информационных систем. Показательно в этом контексте, что в ходе расширенного заседания президиума Госсовета по вопросам реализации в регионах Указа о национальных целях развития страны с расширенным изложением своей позиции выступил мэр столицы Сергей Собянин.
Важнейшими факторами политики Кремля в отношении регионов станут в октябре 2020 года обсуждение проекта федерального бюджета, а также принятие мер по стабилизации эпидемиологической обстановки. Скорее всего, федеральными властями на этом фоне будут подготовлены дополнительные меры финансовой поддержки регионов, в том числе имеющих многолетние проблемы, связанные с развитием социальной инфраструктуры. Но одновременно вероятно усиление внимания контрольных и правоохранительных органов к деятельности чиновников и управленцев в бюджетной сфере в экономически проблемных территориях, что может стать одним из значимых трендов конца 2020 – первого полугодия 2021 годов.
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликтыНа фоне подготовки к парламентской кампании-2021 активизируются внутриэлитные конфликты в регионах - прежде всего отличающихся сложной элитной конфигурацией, в которых предыдущий пик подобных публичных конфликтов мог приходиться на период губернаторских избирательных кампаний и последовавших за ними кадровых перестановок в администрациях субъектов Федерации и ключевых муниципальных образований.
Подобные конфликты в сентябре 2020 года затронули регионы, главы которых сменились в ходе ротаций 2019 года, – Калмыкию и Республики Алтай. Так, в Калмыкии руководители трех представленных в Народном Хурале фракций («Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия») провели пресс-конференцию с призывом включить в повестку заседания регионального парламента вопрос о вынесении вотума недоверия главе республики Бату Хасикову. В Республике Алтай депутаты Госсобрания-Эл Курултай также попытались поставить вопрос о вотуме недоверия главе региона Олегу Хорохордину, но пока не набрали необходимого для этого количества подписей парламентариев.
Однако преждевременными можно считать прогнозы о предстоящем отказе Кремля на этом фоне от практики направления в регионы губернаторов-«технократов». Во-первых, Бату Хасикова (а публичный конфликт в Калмыкии получил более масштабный и длительный резонанс в федеральных СМИ) вряд ли можно отнести к этому типу руководителей. Во-вторых, оба региона традиционно отличались сложной внутриэлитной конфигурацией, а Республика Алтай – высоким уровнем протестных настроений, которые были бы связаны с политическими рисками для работы губернаторов и с иным бэкграундом. Скорее практика направления в регионы губернаторов-«технократов» сохранится в обозримом будущем (в качестве одного из вероятных, но не единственного сценария). При этом можно ожидать большего внимания к привлечению представителей региональных элит к формированию органов исполнительной власти подобных субъектов Федерации (примечательно состоявшееся в Республике Алтай назначение на пост и.о. первого вице-премьера Эжера Ялбакова, обладающего заметным опытом работы в органах власти республики).
Независимо от реальной эпидемиологической обстановки в октябре-ноябре 2020 года можно ожидать новой активизации критики в адрес властей регионов с выраженными конфликтами элит по поводу эффективности мер по борьбе с пандемией и в связи с ситуацией в системе здравоохранения. Характерно, что одной из претензий оппонентов к Бату Хасикову стала именно ситуация в сфере борьбы с распространением коронавирусной инфекции.
Важным аспектом взаимоотношений Центра с региональными элитами в последние месяцы 2020 года могут стать кадровые перестановки в избирательных комиссиях регионального уровня. Пример - получившая заметный резонанс позиция ЦИК, признавшей неудовлетворительной работу Санкт-Петербургской городской избирательной комиссии и выразившей недоверие ее председателю Виктору Миненко. В период с октября по декабрь 2020 года нельзя исключать публичной критики со стороны руководства ЦИК в отношении «проблемных» избирательных комиссий целого ряда регионов, чаще других находящихся в фокусе внимания федеральных СМИ.
3.Рейтинг влияния глав субъектов РФВ сентябре 2020 года восходящий тренд характеризует глав подавляющего большинства выборных субъектов, нисходящий – губернаторов, вовлеченных в конфликты с депутатами региональных парламентов или ставших фигурантами слухов о возможных ротациях губернаторского корпуса, а также руководителей регионов, оказавшихся в фокусе внимания контрольных и правоохранительных органов.
Укрепляются позиции глав регионов, избранных на свои посты по итогам Единого дня голосования: губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева (перемещается с 24-го на 22-е место), губернатора Севастополя Михаила Развожаева (с 28-го на 25-е место), главы Калужской области Владислава Шапши (с 37-го на 28-е место), губернатора Иркутской области Игоря Кобзева (с 43-го на 35-е место), губернатора Пермского края Дмитрия Махонина (с 45-го на 37-е место), главы Чувашии Олега Николаева (с 48-го на 45-е место), губернатора Брянской области Александра Богомаза (с 51-го на 47-е место, переходит в группу с сильным влиянием), губернатора Тамбовской области Александра Никитина (с 50-го на 48-е место), главы Архангельской области Александра Цыбульского (с 53-го на 50-е место, переходит группу с сильным влиянием), главы Республики Коми Владимира Уйбы (с 57-го на 53-е место), губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева (с 60-го на 54-е место), главы Еврейской автономной области Ростислава Гольдштейна (с 59-го на 58-е место), главы Ростовской области Василия Голубева (с 72-го на 69-е место), губернатора Костромской области Сергея Ситникова (с 77-го на 73-е место), а также наделенных полномочиями по итогам голосования в заксобраниях главы Ханты-Мансийского автономного округа Натальи Комаровой (с 9-го на 8-е место) и губернатора Ненецкого автономного округа Юрия Бездудного (с 68-го на 61-е место).
Укрепляются и позиции глав регионов, в которых завершились выборы в заксобрания: губернатора Челябинской области Алексея Текслера (с 20-го на 19-е место), главы Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Артюхова (с 23-го на 20-е место, переходит в группу с очень сильным влиянием), губернатора Воронежской области Александра Гусева (с 35-го на 29-е место), главы Новосибирской области Андрея Травникова (с 38-го на 36-е место), губернатора Магаданской области Сергея Носова (с 44-го на 42-е место), губернатора Рязанской области Николая Любимова (с 55-го на 52-е место), губернатора Курганской области Вадима Шумкова (с 67-го на 65-е место). Кроме того, дополнительные политические очки получают главы ряда регионов, в которых завершились муниципальные выборы в административных центрах, в том числе губернатор Самарской области Дмитрий Азаров (с 8-го на 7-е место), губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский (с 22-го на 21-е место), глава Ульяновской области Сергей Морозов (с 40-го на 39-е место).
Входит в число фигурантов рейтинга ставший по должности и.о. губернатора Белгородской области Денис Буцаев (72-е место). Развивается восходящий тренд для врио губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева (с 69-го на 66-е место) – региону, в частности, будет выделено около 2 млрд. рублей на реализацию строительных проектов. Краевые власти подали заявки на дополнительное финансирование в 2020-2023 годах реконструкции дороги «Ванино - Советская Гавань» и строительство трассы «Комсомольск-на-Амуре – Чегдомын». В то же время теряют позиции главы регионов, чаще всего рассматривавшиеся как претенденты на досрочную отставку, в том числе глава Дагестана Владимир Васильев (с 21-го на 30-е место).
Из-за конфликтов с депутатами региональных парламентов теряют позиции глава Калмыкии Бату Хасиков (с 78-го на 80-е место) и глава Республики Алтай Олег Хорохордин (с 79-го на 81-е место), и так являющиеся аутсайдерами рейтинга.
Обрушение пешеходного перехода в подмосковном Ступино, в результате которого пострадало 25 человек, становится неблагоприятным информационным поводом для губернатора Московской области Андрея Воробьева и приводит к ослаблению его позиций в рейтинге (с 7-го на 9-е место). Вопросы к реализации федеральной целевой программы развития Республики Крым и Севастополя, отраженные в заключении об исполнении федерального бюджета за 2019 год, подготовленном Счетной палатой, приводят к ослабеванию влияния Сергея Аксенова (с 14-го на 16-е место). На фоне задержания руководителя Фонда социально-экономического развития Марий Эл Дмитрия Феофанова теряет позиции глава республики Александр Евстифеев (с 76-го на 78-е место).
Исследование проводилось до самосожжения журналистки Ирины Славиной в Нижегородской области и масштабной экологической катастрофы в Камчатском крае. Можно с высокой степенью вероятности прогнозировать значительное ослабление влияния губернаторов этих регионов Глеба Никитина и Владимира Солодова.
Методика исследования АПЭКЭкспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 27 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Подробнее на:
glasnarod.ru
Печать