Российская академия наук собрала в своих стенах ученых и экологов-общественников, чтобы поставить точку в дискуссии о причинах трагедии в Ачинском заливе у берегов Камчатки. Точнее, точку поставлена в публичном пространстве, а вот научные исследования природного явления, за которым последние несколько недель следила не только вся Россия, но и весь мир, будут продолжаться. Почему ученые настаивают на отсутствии техногенного воздействия на отравление морских вод, читайте в материале «ФедералПресс».
Красный прилив, который выбросил на берега Камчатки останки множества морских обитателей, местные ученые уже назвали Медвежьим приливом (beer red tide – «медвежий прилив», медведь – символ полуострова). Почему он возник, представители науки, природоохранных структур, общественных экологических организаций разбираются буквально с первого дня, когда о трагедии стало известно из социальных сетей. Однако, как стало известно сегодня, на встрече в Российской академии наук, это явление хоть и невозможно было предотвратить, но вполне можно было предугадать.
По словам замдиректора по научной работе Национального научного центра морской биологии Дальневосточного отделения РАН Татьяны Орловой, причины красного прилива ученые назвали уже на второй день. И раньше они предупреждали о таком явлении: ведь потепление будет приводить к смене видов водорослей в океане, и новые «могут быть более опасными и токсичными». «Вся картина и наш 30-летний опыт изучения позволял с уверенностью делать этот вывод», – отметила Орлова.
Более того, ученый РАН, представитель Московского госуниверситета Михаил Кирпичников заявил, что опасность красного прилива Центра морских исследований МГУ предсказали задолго до трагедии. «Еще в мае в районе Японии было обнаружено розовое пятно планктонов значительных размеров (диаметров в несколько сотен километров), которое по мере прогревания воды шло на Север. Позже в районе Чукотки наши сотрудники орнитологи случайно обратили внимание на необычные окрашенные волны, которые характеризуют красные приливы. Были взяты пробы воды и отправлены на биологическую станцию. Они показали, что на несколько порядков превышена концентрация на литр воды этих красных микроводорослей. Среди них один из видов очень токсичный», – сообщил Кирпичников.
В свою очередь, вице-президент РАН Андрей Андрианов отметил, что у берегов Камчатки погибли «донные гидробионты и рыбы, тогда как литоральные организмы, живущие в зоне заплеска, и придонные рыбы были в достаточно хорошем состоянии». «Гибель гидробионтов произошла в результате образования массовых заморов на морском дне в результате существенного обеднения воды кислородом, когда огромное количество органики осело на морское дно, и потребовался кислород для окисления всей этой гниющей массы, – пояснил ученый. – Морские млекопитающие не пострадали. Но нужно будет обратить внимание на каланов, которые как раз питаются морскими ежами и моллюсками. Что касается других млекопитающих, у нас опасений не возникает».
Иначе говоря, ученые уверены, что причиной экологической катастрофы стали не техногенные факторы. Это – природное явление, которое и ранее встречалось в других точках планеты. Глава РАН Александр Сергеев обозначил его как «экстремальное природное явление».
Словно в подтверждение выводов ученых прозвучало и резюме главы Росприродназдора Светланы Радионовой о том, что превышений вредных веществ в отобранной воде, которые «могли бы привести к такой гибели» морских обитателей, не выявлено. «Техногенного источника мы не видим, – заявила Радионова. – Если бы служба нашла виновника, мы были бы супергероями. Но мы не привыкли рисовать результат там, где его нет».
Представитель Росрыболовства Василий Соколов назвал ситуацию «тяжелым стечением обстоятельств». Ведомство, по словам Соколова, также проводило исследования, и никакого внешнего влияния (человеческого фактора) выявлено не было.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что единственное, что сейчас требуется, как выразился ученый Михаил Кирпичников, «системное исследование океана и морских границ».
Как отметил губернатор Камчатского края Владимир Солодов, приоритетом региональных властей в этой ситуации становится система экологического мониторинга (в том числе за восстановлением популяции краснокнижных млекопитающих) и ликвидация накопленного экологического вреда, который вскрылся в результате расследования причин катастрофы в Ачинском заливе: это и мусорный полигон, и 84 затопленных судна, и система стоков.
Лидер Альянса зеленых Александр Закондырин предложил разработать федеральный проект по проведению экологического мониторинга, который позволял бы «не запускать ситуацию». С аналогичной инициативой выступили практически все участники дискуссии. Принимавший участие в ней министр природных ресурсов России Дмитрий Кобылкин заявил, что комплексная программа изучения Камчатки, научный проект будет разработан (этот вопрос обсуждался в том числе с командой известного исследователя Кусто), и на следующий год планируется большая исследовательская экспедиция.
Кстати, морские биологи уже говорят о начавшемся восстановлении фауны Ачинского залива. Постепенно, с понижением температуры воды, морские обитатели будут возвращаться в эти воды, а токсичные водоросли перестанут размножаться. Ну а с наступлением весны, нового сезона «группы одних гидробионтов сменятся другими», популяция будет постепенно восстанавливаться.
Печать