Опубликованы поручения президента по итогам последнего заседания президиума Госсовета — они определяют в схеме работы власти место этого органа по отношению к правительству и администрации президента. Госсовет как институт, как и предполагалось, остается связующим звеном между федеральной и региональной исполнительной властью при реализации «национальных целей развития» до 2030 года. Список конкретных поручений, которые по инициативе Госсовета будут обсуждаться на предмет интеграции в правительственный единый план, разнообразен — в части, прямо касающейся регионов, это в первую очередь смягчение бюджетных ограничений и требований Минфина. Для бизнеса наиболее важная инициатива Госсовета — продление моратория на проверки на 2021 год и обещание расширения субсидирования ставки по кредитам МСП.
Само по себе расширенное заседание президиума Госсовета состоялось еще 28 сентября. Однако подготовка поручений Владимира Путина администрацией президента, в процессе которой высказанные на заседании предложения обрабатываются (в том числе в ходе переписки с регионами и правительством), может занимать в сложных случаях месяц и более, и это такой случай: часть конкретных отраслевых поручений президента, например в сфере строительства, по факту уже отрабатывается правительством с сентября.
Между тем ситуация вокруг поручений в какой-то степени повторяет обсуждение приоритетных национальных проектов с участием Госсовета в 2018 году, когда главы регионов фактически потребовали учесть их интересы в новой системе управления. В сентябре 2020 года ситуация была внешне схожей: основной задачей Белого дома летом этого года было создание Единого плана по достижению национальных целей развития, в котором нацпроекты являются инструментами. Впрочем, на этот раз все происходило по крайней мере без видимых конфликтов — по данным “Ъ”, разработка региональных показателей по плану шла с участием рабочих групп Госсовета еще до того, как Владимир Путин поручил институционализировать этот механизм. При этом закон «О Госсовете», раскрывающий зафиксированный теперь в Конституции РФ статус этой структуры, появился две недели назад (см. “Ъ” от 19 октября), а из поручений по заседанию 28 октября становится более ясным постоянный статус Госсовета по отношению к правительству.
Первый блок поручений, собственно, и описывает статус правительственного плана по отношению к регионам и характер взаимодействия внутри федеративного государства федеральной и региональной исполнительной власти при его исполнении. Госсовет в этом смысле — коллективный региональный контрагент Белого дома.
Рабочие группы Госсовета обсуждают с правительством региональные контрольные показатели по плану, будет создан механизм преодоления разногласий, группы будут принимать участие в корректировке нацпроектов и мероприятий плана. В свою очередь, администрация президента до 1 февраля уточнит свою систему KPI для губернаторов, включив в нее показатели, связанные с исполнением плана. Госсовет в этой схеме выступает координационной структурой между федеральной и региональной исполнительной властью: в 1990-х годах этого механизма в сущности не было (полуформально он был реализован в бюджетной системе через Минфин и через Совет федерации — последний вариант был особенно непрозрачен, учитывая, что речь идет о структуре законодательной, а не исполнительной власти). В 2018–2020 годах незафиксированный статус Госсовета делал механизм сильно зависимым от активности глав регионов, в частности мэра Москвы Сергея Собянина,— очевидно, что эта схема не могла долгосрочно и устойчиво работать только на этих принципах.
В дополнение к этому структуры Госсовета по поручению Владимира Путина получат возможность по крайней мере обсуждать влияние федеральных нормативных правовых актов на выпадающие доходы бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов с правительственной комиссией по региональному развитию. Иными словами, регионы получили формализованное право «торга» с правительством в вопросах, связанных с их доходами и отчасти расходами, но и обязательства по расходованию своих бюджетов на цели единого плана — он, напомним, в октябрьских версиях уже содержал проект конкретного набора показателей по большинству национальных целей применимо к каждому региону до 2030 года.
В пакете с этим поручено внести в законодательство набор изменений, потенциально несколько ослабляющий напряженность региональных бюджетов.
Так, экономия по госконтрактам может направляться регионами на цели нацпроектов, Белый дом и, в частности, Минфин рассмотрят возможность сохранения в 2021 году трансфертов на сбалансированность региональных бюджетов на уровне 2020 года и временного отказа от ограничений уровня региональных дефицитов и госдолга (это реакция на расходы регионов по борьбе с эпидемией коронавируса) и мер ответственности за их нарушения. Часть региональных целей единого плана, в первую очередь демографических, будет скорректирована с учетом изменений, вызванных эпидемией. Отметим, впрочем, что часть коррекции бюджетной политики в отношении регионов правительство Михаила Мишустина успело сформулировать в более широкой форме до публикации поручений об этом.
Поручения пакета разнообразны как по фокусу, так и по горизонту планирования: от «долгосрочного» поручения Белому дому представить предложения поэтапного развития пассажирской транспортной инфраструктуры для черноморских курортов до «короткого» — унификации онлайн-контента в системе образования. Есть достаточно неожиданные идеи: так, Белый дом должен будет рассмотреть вопрос о разработке отдельного нацпроекта по развитию внутреннего водного транспорта. Часть инициатив при этом выглядят дорогостоящими и публично ранее не обсуждались: так, Белому дому поручено «рассмотреть вопрос о выплате родителям детей в возрасте до семи лет пособий по временной нетрудоспособности в размере 100% от среднего заработка независимо от продолжительности страхового стажа»: сейчас для таких выплат нужен стаж от восьми лет, потенциально это довольно крупные расходы ФСС и работодателей.
Наиболее важные для бизнеса предложения, инициированные президиумом Госсовета, довольно значимы.
Это твердое поручение правительству продлить до конца 2021 года мораторий на плановые проверки и условное («рассмотреть вопрос») — дополнительно субсидировать банки по программам льготного кредитования МСП в 2019–2024 годах для снижения ставок. Кроме этого с 2022 года МСП может получить льготный доступ к инфраструктуре промпарков и технопарков.
Отметим, что, исходя из текста поручений, их список может в дальнейшем пополняться. Администрация президента должна к 1 ноября направить в правительство дополнительные предложения, касающиеся реализации указа «О национальных целях развития», подготовленные рабочими группами Госсовета,— о содержании этих предложений пока ничего не известно.
Печать