Фото с сайта: pixabay.com
Численность трудовых мигрантов из стран СНГ в этом году сократилась на 40%, сообщил телеканал «Россия». Зафиксируем в памяти и обратимся к другим цифрам. По статистике столичного ГУВД, за полгода число умышленных убийств снизилось на 19%, грабежей и разбойных нападений – на 30, а изнасилований – почти на 35. Как тут не предположить, что одно напрямую связано с другим?
Тема, знаете ли, деликатная, поэтому не хотелось бы передёргивать, ища причинно-следственные связи на пустом месте. Столь значительное снижение статистики преступлений вполне может иметь иную подоплёку, нежели резкий отток мигрантов в связи с карантином. Пандемия, знаете ли, все, включая уголовников, сидят по домам, на дело почти не выходят. К тому же на улице стало больше полиции и, соответственно, больше порядка. Профилактика преступлений – не пустой звук, это вам любой специалист подтвердит. Но всё же цифры – упрямая вещь. Где в оперативных сводках чаще всего фигурируют мигранты? Изнасилования, разбой, грабежи, квартирные кражи, угоны машин. И вот именно по этим примечательным показателям наблюдается резкий спад. Число угонов снизилось на 43%, квартирных краж – почти на 41%. Так и тянет связать одно с другим: 40% мигрантов уехали, и преступлений тоже стало меньше примерно на 40%. А ну если однажды уедут все? Можно будет квартиры не запирать?
Количество гастарбайтеров никто не знает
Многие правозащитники и чиновники с такой постановкой вопроса категорически не согласны. Мол, мигрантов нипочём нельзя отпускать по домам – кто же будет делать грязную работу? «Никто не хочет работать дворником!» – категорично высказывается Светлана Ганнушкина, председатель комитета «Гражданское содействие». При этом уточняя, что средняя зарплата мигранта в столице – «до 50 тыс. рублей». А не слабо! Не проще ли при таких раскладах возобновить практику привлечения в столицу лимитчиков из российской глубинки? Полста тысяч для многих наших сограждан из Брянска, Иванова или Тамбова – это целое состояние. Стоит ли завозить в таком количестве киргизов с узбеками, если их потом приходится вывозить самолётами? Ганнушкина так и сказала: «Казахстан, Киргизия и Узбекистан присылали самолёты за своими гражданами». Не уточняя при этом, сколько именно вывезли.
С точными цифрами у нас вообще сложности, если дело касается мигрантов. Сколько в России киргизов, внятно не может сказать никто, все официальные структуры оперируют принципиально разными данными. В 2016-м «Радио «Свобода» деликатно намекнуло – за материнским капиталом в России могут обратиться порядка 600 тыс. киргизских гражданок, успевших обзавестись российскими паспортами. Больше никакой внятной статистики не публиковалось. Когда министр труда и соцзащиты Антон Котяков сообщает о 900 тыс. семей, получивших маткапитал в этом году, он не уточняет, сколько из них, так сказать, природные россияне. А вот киргизский депутат Айтмамат Назаров как-то обмолвился, сколько киргизов получают маткапитал в России. За год – порядка 300 тысяч! По мнению Назарова, это «критическая для Киргизии статистика» и нужно срочно принимать программу действий, аналогичную российской. «В противном случае мы будем и дальше наблюдать, как наши женщины уезжают в Россию, чтобы там родить, а это влияет на демографию», – цитирует Назарова ИА «Регнум». Вот и гадай, как решить уравнение, если известно, что Россию покинули 40% мигрантов, но при этом неясно, сколько их у нас всё-таки было – миллион, два или больше?
Американский лидер Дональд Трамп раскритиковал власти Мексики за отсутствие прогресса в борьбе с нелегальными мигрантами, проникающими с мексиканской территории в США.
Неуправляемые общины
На прошлой неделе в Дергачёвском районе Саратовской области произошёл массовый межнациональный конфликт. Полторы сотни мигрантов из Казахстана против местных курдов. Казахи из-за пандемии остались без работы и потому пошли вразнос. Сообщают, что массовую драку удалось в целом предотвратить и пострадавших нет. Между тем уголовное дело по статье 213 УК («Хулиганство») возбудили, значит, что-то из ряда вон выходящее в Тимонине всё же случилось. А произошло, сообщают с места, следующее: вооружённые арматурой и молотками казахи двинули к домам местных курдов, принявшись их избивать.
Вопрос к местным властям – отчего бы им не отправить приезжих восвояси? Есть такое понятие: фактор нестабильности. Вот эти мигранты как раз и есть такой фактор. Теперь в региональной общественной палате её председатель Борис Шинчук обсуждает, что «события», оказывается, «развивались с 19 по 24 октября» – выходит, конфликт был не спонтанный, как его пытаются выставить? Между тем Шинчук указал: подобные конфликты требуют вмешательства не только правоохранителей, но и национальных диаспор. Но мы-то знаем, кто у нас управляет диаспорами, писали как-то об этом. «Повлиять на диаспоры некому, никто их не объединяет, – разъяснял президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов. – Большинство тех, кто выдаёт себя за лидеров национальных общин, – фуфлыжники в тюбетейках. Самые многочисленные общины, по сути, неуправляемы».
Главное
Ровно полгода назад наше издание опубликовало статью «Гость в горле». Читателям в интернете предлагалось ответить на вопрос – пойдут ли оставшиеся без работы мигранты грабить и убивать? Из тех, кто ответил, 79% выбрали такой вариант: «Сейчас у властей есть шанс решить застарелую проблему радикально». Ещё 13% отметили, что «рост этнической преступности неизбежен, придётся смириться». А остальные 8% согласились, что мигрантов придётся кормить, чтобы они не пошли убивать и грабить. В итоге роста преступности мигрантов, как видим, удалось избежать – не в последнюю очередь за счёт отъезда 40% гостей к местам постоянного проживания. Но вот что касается шанса радикально решить застарелую проблему – судя по саратовским новостям, этой возможностью воспользовались далеко не везде.
Накануне коллеги из «Парламентской газеты» опубликовали статистику правонарушений, совершаемых «гостями». По данным официальной статистики, с января по сентябрь мигранты совершили 25 273 преступления и 466 195 административных правонарушений. В розыске по линии МВД находятся 13 205 приезжих. Обращает на себя внимание и такая статистика. В этом году общее число прибывших мигрантов – порядка 4,3 млн человек. А за весь прошлый год их насчитали 15,7 миллиона. Не многовато ли?
Печать