Владимир Путин провёл встречу с главой Центральной избирательной комиссии Эллой Памфиловой.
В.Путин: Элла Александровна, здравствуйте!
Э.Памфилова: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
В.Путин: Элла Александровна, Вы хотели вернуться к результатам выборов и поговорить об этом.
Э.Памфилова: Да, Владимир Владимирович.
Но вначале, Вы знаете, пандемия пандемией, но все-таки 2020 год – это год 75-летия Великой Победы, и мы решили свой скромный вклад тоже внести вместе с коллегами из регионов. Позвольте Вам подарить фотоальбом. Это выставка, мы сделали экспозицию своими силами, вместе с Музеем современной истории собрали свыше шести тысяч экспонатов, посвященных первым послевоенным выборам в Верховный Совет СССР, которые состоялись 10 февраля 1946 года.
Вы знаете, это уникально: когда у нас собирались все экспонаты, увидели не только, как эти первые выборы проходили, но как люди жили в это время, как народ объединился в едином порыве возродить страну из послевоенных руин. И эти избирательные участки собирались народом с мира по нитке: несли стулья, столы, вплоть до керосиновых ламп, поскольку не было электричества. То есть люди придавали этому огромное значение, с энтузиазмом, чтобы страну возродить, и эти выборы были очень важны.
В.Путин: Спасибо большое.
Э.Памфилова: Такой скромный вклад, чтобы и молодые чтили, знали, помнили и гордились.
В.Путин: Спасибо большое.
Э.Памфилова: И Вам спасибо за понимание.
Что касается итогов выборов. Знаете, главный итог прошедшей кампании – это то, что, согласно социологическим исследованиям, которые прошли уже после сентябрьских выборов, выросло восприятие их легитимности. ВЦИОМ уже проводил опросы, и 71 процент тех, кто принимал участие, доверяют итогам выборов.
У нас где-то 79 процентов были довольны тем, как мы обеспечили санитарно-эпидемиологическую безопасность. И 84 процента от тех, кто проголосовал, – им очень понравилось, и отметили удобство трехдневного голосования. 77 процентов всех опрошенных предлагают и на следующих выборах продлить эту практику.
В связи с этим, Владимир Владимирович, я бы хотела с Вами потом более предметно обсудить одну проблему. Она связана с тем, что надо на системно-правовом уровне все-таки развести учебный процесс и избирательный, поскольку у нас почти половина участков расположены в школах. У меня есть предложение, потом мы его обсудим.
Было очень широкое представительство: избраны представители 21-й партии, трех избирательных объединений, и очень высокая доля самовыдвиженцев на этот раз избралась – около 13 процентов. Среда была достаточно конкурентная. Беспрецедентно низкий был процент отказов – ниже пяти процентов, а для представителей от партий – вообще на уровне трех процентов. Это очень низкий процент отказов, потому что фактически все, кто подготовился, приняли участие в этих выборах.
Раз от раза растет число наблюдателей, в этот раз их было почти 257 тысяч. И в этом большая заслуга федеральной Общественной палаты, региональных общественных палат, поскольку возросла доля именно общественного наблюдения. Вместе с ними мы работаем, считаем, что это очень важно для того, чтобы люди доверяли, проверяли и потом уже не сомневались в результатах голосования.
И впервые, Владимир Владимирович, – мы раньше этого не делали – впервые после того, как в прессе прошло как сенсация, что «как же так, в Костромской области молодая женщина, которая раньше работала уборщицей, избралась главой поселкового совета…»
В.Путин: Ну и что?
Э.Памфилова: Какая сенсация? Мы взяли, разложили социально-демографический состав, и получилась очень интересная картина. Если позволите, я Вам представлю некоторые цифры.
В.Путин: Да, интересно.
Э.Памфилова: Во-первых, о чем это свидетельствует – о том, что у нас работают в обществе и в государстве не только социальные лифты, но и политические лифты. Очень широкий спектр представительства: служащих разного уровня – не менее 37 процентов, на втором месте (почти 16 процентов) – это учителя, преподаватели, активно избираются на разных уровнях представительства, а на третьем месте – это представители как раз рабочих профессий: водители, механики, слесари.
Кстати, сразу расскажу: что там уборщица – у нас 23 доярки, 11 телятниц, 34 кочегара (видимо, пошли по стопам Виктора Цоя, только тот в музыку, а эти – в политику), два кузнеца, 24 охотоведа, 11 чабанов. Это рабочие профессии все.
В.Путин: Люди просто знают проблемы своих населенных пунктов.
Э.Памфилова: Люди их знают по делам, люди их уважают. Между тем, 17 ректоров высших учебных заведений, очень много учителей, почти шесть тысяч учителей избиралось, свыше тысячи воспитателей и, кстати, детские тренеры – 432 человека. Такая статистика.
Что еще нас удивило. Представителей рабочих профессий немного больше, чем предпринимателей: если рабочие профессии – где-то 11,5 процента, то предпринимателей – немного менее 11 процентов. Чуть меньше доля домохозяек, тоже активно избираются, и пенсионеры – девять процентов примерно, врачи и медики – в целом около пяти процентов.
И что интересно: почти не избираются, очень мало избрались депутаты – это звоночек – менее процента. Это говорит о том, что люди стали более требовательны, более жесткие требования предъявляют, и те, кто сейчас в депутатах и намерены дальше избираться, должны об этом подумать. Менее одного процента, наряду с представителями режиссеров, художников, артистов – там вообще ничтожная доля. Люди смотрят, что ты говорил и что на самом деле сделал. Я думаю, что надо задуматься над этим прецедентом на выборах.
В ряде стран вводят квоты для женщин. У нас без всяких квот почти гендерный паритет: 55 процентов мужчин, 45 процентов женщин. Возрастной разброс большой. Основная группа, от 30 до 60 лет, – 82 процента, но есть у нас пять человек молодые совсем, 18-летние.
Хотела бы об одной девочке рассказать. Ангелина Мотякина выросла в многодетной семье, учится в медицинском колледже, стала волонтером, благотворительностью занимается. Люди оказали доверие – теперь депутат Орловского горсовета.
Еще есть уникальный у нас человек. Если сейчас говорили про 18 лет, то он самый старший, ему на днях, 7 ноября, исполнится – сколько Вы думаете? – 96 лет. Это Гизатуллин Зинатулла Гизатуллович, он учитель, имеет орден, кавалер ордена Отечественной войны, прошел войну, до сих пор трудится директором музея в Татарстане, школьного музея. Уникальные люди.
В.Путин: Дай бог ему здоровья.
Э.Памфилова: Я бы хотела сказать, что главное – результат. По факту имеем широкое народное представительство на основе прямых свободных выборов. Я прямо акцент делаю, когда сравниваю с теми, кто нас постоянно критикует.
В.Путин: Вы же зарубежный опыт изучаете постоянно.
Э.Памфилова: Да.
Сейчас перехожу уже к нашим планам, коротко расскажу. Потому что мы, несмотря на то, что две такие кампании интенсивные провели, никакой передышки, уже начали готовиться к следующей кампании. Она будет очень сложная, мы это понимаем, то есть федеральная кампания многослойная, не только выборы в Государственную Думу, но там еще много разного рода кампаний будет.
И когда я сказала, что растет осознание легитимности и доверие, это никак не должно нас расслаблять, потому что работаешь-работаешь – можно в один момент все потерять. Люди сейчас более требовательными стали, предъявляют не только больше требований и к тем, кого они избирают, но и к нам более жесткие требования стали. Поэтому тут расслабляться нельзя.
В этом направлении мы с Вами многое сделали, спасибо, благодаря Вашей поддержке. И видеонаблюдение, QR-кодирование ввели, и «мобильный избиратель» у нас работает. Сейчас подошли к тому, что электронный сбор подписей осваиваем, проверку подписей.
Ключевой момент, который на перспективу – мы должны обязательно к 2022 году сделать цифровую платформу, которая заменит нашу уже заслуженную государственную автоматизированную систему – ГАС «Выборы». Это расширит максимально возможности всех участников избирательного процесса: избирателей, партий, кандидатов, наблюдателей, представителей СМИ. Более того, мы переведем на абсолютно принципиально новые, сверхсовременные методы работы сами избирательные комиссии. Это все будет в интересах избирателей.
Конечно, дистанционное электронное голосование сейчас прорабатываем. Очень осторожно идем, потому что тут важно не подорвать доверие, а, наоборот, его заслужить. То есть все, что мы сейчас делаем, направлено на то, чтобы все процессы, которые запущены на усиление доверия, легитимности, – они стали необратимыми.
И, Владимир Владимирович, у меня есть несколько вопросов, которые хотела бы предметно обсудить, в частности судьбу муниципального фильтра и еще несколько вопросов, с Вашего позволения.
В.Путин: Хорошо.
Я знаю, что вы изучаете иностранный опыт, зарубежный, внедряете новые системы, в том числе современные технологии, цифровые, сами сейчас об этом сказали. Всегда вы стремились к достоверности результатов, повышаете скорость получения конечного результата, чтобы это не вызывало ни у кого сомнений, что всё это на глазах, на виду и самих избирателей, и представителей различных организаций, партий.
Еще раз хочу Вас поблагодарить, я уже это делал, хочу воспользоваться нашей встречей, чтобы Вас поблагодарить и всех тех, кто работал в избирательных комиссиях разного уровня. Знаю, что это всегда сложно, а в условиях пандемии – еще и опасно. Вы прошли через это и сделали всё на высшем уровне, организованно, в соответствии с законом, и с людьми работали очень плотно. И результат с точки зрения легитимности выборов, конечно, очень хороший.
Спасибо.
Э.Памфилова: Спасибо Вам огромное. Для моих коллег это очень ценно.
Печать