Фото с сайта: pixabay.com
ОНФ, с первых дней своего существования буквально ворвавшийся в политическую повестку и начавший безжалостно вскрывать нарывы в деятельности региональных властей, вдруг сник. С осени 2018 года деятельность Фронта, кажется, была деактивирована. И даже сейчас, в преддверии парламентских выборов, ОНФ практически не слышно. Кто-то из экспертов видит в этом кулуарную борьбу за место в будущей Госдуме, кто-то – перенастройку самого Фронта, кто-то вообще предсказывает скорый развал. Каковы перспективы ОНФ на предстоящих выборах, какой новый способ продвижения «фронтовиков» используется и как может обновиться представительство Народного фронта в нижней палате парламента, расскажем в материале «ФедералПресс».
На старте выборовСимволично, что в 2021 году, когда состоятся парламентские выборы, Общероссийскому народному фронту исполнится десять лет. Это будут третьи федеральные выборы, в которых примут участие представители ОНФ. Но вряд ли они получатся такими же «взрывными», как были в 2011 году, когда «фронтовики» стали по другую сторону белоленточного движения, по сути, защищая своего лидера и идейного вдохновителя – Владимира Путина (пока еще премьер-министра, но без пяти минут президента страны). Политолог Илья Гращенков полагает, что тогда «фронт был уловкой для объединения вокруг ЕР недовольных граждан». «Но не либералов и не «левых», а таких турбо-охранителей и консерваторов. И всех их действительно ставили под флаг путинизма, был даже лозунг: «Если ты за Путина – значит ты за фронт!», но голосовать при этом надо было за ЕР», – отмечает эксперт.
Как и десять лет назад, представители ОНФ смогут пойти на парламентские выборы либо как самовыдвиженцы (что и делают многие, несмотря на трудозатраты, связанные со сбором подписей), либо под флагами той или иной политической партии. В большей степени, конечно, под флагами той же «Единой России». Получить комментарий в самом ОНФ на этот счет «ФедералПресс» не удалось: на момент публикации этого материала ответа на официальный запрос редакции не поступил.
Из 150 представителей ОНФ (члены руководящих органов, активисты, эксперты), которые участвовали в парламентских выборах в 2016 году, депутатские мандаты получили больше трети. Фронтовики сегодня занимают позиции вице-спикеров Госдумы (Ольга Тимофеева и Петр Толстой), председателей шести комитетов (Дмитрий Морозов, Елена Ямпольская, Николай Николаев, Ольга Савастьянова, Евгений Москвичев, Валерий Газзаев, Вячеслав Никонов), первых зампредов девяти комитетов (Сергей Боярский, Наталья Санина, Владимир Гутенев, Михаил Емельянов, Федот Тумусов, Андрей Красов, Виталий Ефимов, Валерий Иванов и Ольга Казакова), а также заместителей председателей 16 комитетов (Сергей Шаргунов, Оксана Пушкина, Юрий Швыткин, Анатолий Карпов, Умахан Умаханов, Елена Вторыгина, Наталья Костенко, Леонид Огуль, Николай Говорин, Любовь Духанина, Михаил Старшинов, Валентина Терешкова, Николай Будуев, Антон Гетта, Дмитрий Сазонов и Алексей Лавриненко). В Центральный штаб ОНФ входит лидер партии «Родина» и депутат Госдумы Алексей Журавлев.
Переизбрание некоторых из них специалистам кажется очевидным (в частности, это прогнозируют эксперты Международного института новейших государств в своем рейтинге КПД ГД). Высокие шансы есть у Петра Толстого, Ольги Казаковой, Юрия Швыткина, Николая Говорина, Антона Гетты, Леонида Огуля, Ольги Тимофеевой, Валентины Терешковой, Николая Николаева, Оксаны Пушкиной, Валерия Газзаева, Алексея Журавлева.
Под флагом «Единой России»С другой стороны, надо понимать, что изменились политические установки и элитные расклады. Абсолютное большинство думских «фронтовиков» входят во фракцию «Единая Россия», а за четыре года в ЕР произошли тектонические сдвиги в кадровой работе, да и выстраивании стратегии партии в целом, и далеко не все действующие депутаты вписываются в эту новую реальность.
При принятии решения о выдвижении действующих депутатов-фронтовиков сыграют свою роль (если брать ту же «Единую Россию») и новые партийные установки: не делать ставку на знаменитостей (спортсменов, деятелей культуры), активная работа в избирательных округах, популярность среди избирателей округа. Здесь тоже возникают вопросы. Взять, к примеру, первую женщину-космонавта Валентину Терешкову: с одной стороны, знаменитость, легендарная личность, с другой – в округе-то она действительно работает, и авторитет ее довольно высок.
Президент Российской ассоциации политконсультантов
Алексей Куртов считает, что, на самом деле, на выборах 2021 года отбор по принадлежности к ОНФ никто проводить не будет, так как в этом нет особого смысла. «Общероссийский народный фронт не настолько силен, чтобы давать серьезное преимущество на голосовании, – убежден эксперт. – Исключать объединения с «Единой Россией» нельзя. Но главное то, что партию и Фронт объединяет много общего: и те, и другие считают своим лидером Владимира Путина, а также имеют схожую идеологию. Поэтому идеологических проблем с объединением не возникнет».
И ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, политолог Михаил Нейжмаков считает, что «многие лица, на разных этапах сотрудничавшие с ОНФ, наверняка примут участие в праймериз «Единой России» накануне выборов в Госдуму». «При этом ЕР, в последнее время дополнительно акцентирующая внимание на социальных темах, скорее всего, постарается задействовать и другие подходы, чтобы привлечь к участию в своей кампании перспективных беспартийных политиков и общественных активистов», – считает Нейжмаков.
Потенциально такими новыми лицами могут стать «фронтовики», которые участвовали в первом конкурсе «Лидеры России. Политика». Среди 49 победителей – сотрудники штабов, активисты и эксперты Фронта: Татьяна Буцкая, Виктория Дмитриева, Андрей Дунаев, Игорь Кастюкевич, Федор Теребенин, Маргарита Лянге, Юлия Оглоблина, Светлана Разворотнева, Сергей Рыбальченко, Олег Сирота. Но среди 100 финалистов их было еще больше. Вот лишь несколько имен, которые, и это не исключено, совсем скоро могут появиться как минимум в списках выдвиженцев на выборы: Юлия Белехова, Андрей Белоглазов, Алла Вертинская, Алимурад Гаджиев, Александра Марова и другие.
Ну и все-таки нельзя не учитывать разногласия, которые существуют между руководством ЕР, башнями Кремля и спикером Госдумы Вячеславом Володиным. Напомним, именно Володин, считается отцом-основателем ОНФ, его идеологом. Именно он, будучи куратором внутренней политики в Администрации президента, в 2016 год согласовывал кандидатов в депутаты, в том числе от ОНФ. Поэтому в действующем составе парламента целая когорта его ближайших соратников (те же Петр Толстой и Ольга Тимофеева). Причем разногласия, которые возникли у Володина с представителями правящей верхушки, отразились и на его протеже. И сегодня однозначно пока нельзя сказать, кто из «людей Володина» будет согласован на новые выборы, а кому укажут на дверь.
К слову, и депутатская судьба самого Володина пока не решена. Да, говорят, что, выйдя с недавней встречи тет-а-тет с президентом, он выглядел весьма довольным. Это позволило ряду экспертов сделать вывод, что как минимум Путин «благословил» спикера на новый депутатский (а может быть, и спикерский) срок, как максимум – пообещал какой-то новый, не менее влиятельный пост. Политолог Марат Баширова вообще без особого оптимизма смотрит на будущее Володина. По его мнению, шансов сохранить свой пост у нынешнего спикера ГД не так уж и много. Особенно после того, как он рассказал президенту о ситуации с коронавирусом в Госдуме.
По течению?Если еще несколько лет назад активность ОНФ была очевидна, то вот последние года два «фронтовики» приутихли. Они, конечно, продолжают что-то делать: то помогут восстановить кохлеарный имплантат для трехлетнего мальчика в Алании, то заявят о необходимости появления детской площадки в Сибае, то проведут уборку небольшого участка леса в Бурятии, то укажут на аварийное состояние теплотрасс в Нижнем Новгороде, то подведут итоги конкурса видеороликов в Курске. Как отмечает политконсультант Алексей Куртов, «ОНФ живет своей жизнью». «Да, она сейчас не такая яркая, как обычно. Фронт выполняет свою рутинную, но оттого не менее важную работу – следит за элитами и не дает им расслабиться», – считает Куртов.
Вместе с тем даже в период пандемии (особенно ее первой волны) усилия ОНФ, скажем, по оказанию помощи нуждающимся, врачам оказались размазаны. На их фоне та же «Единая Россия» выглядела куда более убедительно и ярко. Ну а акция «Мы вместе» объединила самые разные общественные и не только структуры, и в ее рамках представители Фронта особо не выделялись.
И все это наводит генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева на мысль о том, что проблема кроется в позиционировании ОНФ: в нынешней ситуации Фронт просто не может пройти кризис самоидентификации. «Положение ОНФ не вызывает удивления. Это некий надпартийный механизм контроля, который создавался под статус президента как национального лидера. Но если на федеральном уровне фронт имеет связь с президентом, то в регионах это просто аппарат «Единой России», – комментирует политолог. – В начале пути ОНФ можно было бы представить, что он станет суперпартией. Но этого не произошло. В первые годы ему активно помогал президент. Но ОНФ так и не смог найти себя. В большинстве случаев он просто дублировал функции других институтов власти».
Не верит в политическое будущее ОНФ и политолог Аббас Галлямов. По его мнению, «власти, конечно, могут попытаться использовать ОНФ на выборах». «Но толку от этого не будет, – убежден эксперт. – Эффект новизны стерся, и Фронт воспринимается как еще одна инкарнация «Единой России» – фейковая общественность, набранная Кремлем для того, чтобы обмануть избирателя. Изменить это восприятие не получится».
Политолог Илья Гращенков называет даже начало периода, когда «проект ОНФ» стал изживать, – после 2017 года. «Он окончательно себя изжил и даже маргинализировался, пытался как бы оппонировать власти на местах, а в итоге стал какой-то псведооппозицией. Сегодня «фронтовики» никому не нужны, они не в тренде, а нужны «молодые технократы», только уже не управленцы-администраторы, а политики. Их учат коучи и бизнес-тренеры эджайла, тогда как ОНФ был очень почвенным, «пространством двора», как говорил его создатель Володин, – отмечает эксперт. – Так что какие-то остатки ОНФ на выборах в ГД мы увидим, и они будут аффилированы с ЕР, но думаю, после ЕДГ-2021 Фронт окончательно канет в Лету, как когда-то сурковское движение «Наши».
Совершено противоположной позиции придерживается политтехнолог Марат Баширов. «Я не согласен с тем, что Общероссийский народный фронт теряет популярность и влияние, – заявил Баширов «ФедералПресс». – В последнее время он получает главное – поддержку президента. Более того, он не выпал из информационного поля, а сосредоточился на решении реальных задач, а не на популизме. Впрочем, это не означает, что следующая Государственная дума будет состоять из большого числа членов ОНФ – не все зависит от эффективности того или иного человека, существует условная квота».
Печать