Фото с сайта: wikipedia.org
Каждый пятый моногород может остаться без льгот. Речь идет о возможном сокращении на 20% территорий опережающего развития (ТОР) в этих городах, где компаниям-резидентам положены налоговые и другие льготы, оценили «Известиям» в экспертном совете по устойчивому развитию моногородов при комитете Госдумы по экономической политике. В нижней палате считают это нецелесообразным.
ТОР необходимы для развития моногородов в будущем, говорится в письме зампреда комитета Альфии Когогиной вице-премьеру Юрию Трутневу (есть у «Известий»). Ранее именно он поднял вопрос неэффективности ТОР в моногородах. Эксперты говорят, что прежде нужно проанализировать каждый конкретный случай.
Анализ эффективностиВ октябре под председательством вице-премьера Юрия Трутнева прошло заседание рабочей группы по ТОР, в том числе в моногородах, а также особых экономических зонах (ОЭЗ). По итогам встречи зампред правительства поручил Минэкономразвития и Минвостокразвития провести анализ действующих преференциальных зон и в случае их неэффективности внести в правительство предложения о ликвидации.
В моногородах сейчас действует 90 территорий опережающего развития, предоставляющих налоговые льготы и другие преференции для привлечения бизнеса. Это огромное количество, и убежденности в их эффективной работе нет, говорил Юрий Трутнев.
Намерение сократить количество ТОР может объясняться размыванием инвестиций по стране, а также расходами государства на их администрирование (суммарно около 100 млн рублей), считает председатель Совета по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли Дмитрий Землянский.
Неэффективными считаются ТОР, в которых нет резидентов, они не ведут свою деятельность или закрылись, пояснил «Известиям» представитель Юрия Трутнева. Когда анализ будет готов, состоится еще одно заседание рабочей группы, и только после него будут приняты решения о ликвидации ТОР в моногородах, сообщил он.
СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»Для резидентов ТОР обнулены ставки федеральной части налога на прибыль (для компаний вне ТОР — 2%), земельного налога и налога на имущество организаций (по 1,5% вне ТОР). Ставки региональной части налога на прибыль снижены с 18% до 5% в первый-пятый годы и до 10% в шестой-десятый годы. Также резиденты ТОР платят меньшие взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Эти выплаты составляют 7,6% от фонда оплаты труда вместо 34%.
Минэкономразвития проводит анализ эффективности ТОР в моногородах, результаты будут представлены в правительство в установленные сроки, сказали «Известиям» в ведомстве.
Неэффективными могут также признать такие ТОР в моногородах, которые не принесли экономических эффектов для города, отметил ответственный секретарь экспертного совета по устойчивому развитию моногородов при комитете нижней палаты по экономполитике Павел Склянчук.
ТОР в моногородах начали открываться с 2016 года — в соответствии с 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ», напомнил он. Суммарно они позволили привлечь в экономику моногородов более 30 млрд рублей. Выпадающие доходы бюджета (льготы резидентам) составили примерно столько же, рассказал Павел Склянчук. Но если бы не было ТОР, эти средства в бюджет всё равно бы не поступили, зато города развиваются, подчеркнул он.
По данным совета, за четыре года в около 20% ТОР в моногородах в среднем привлечены всего по несколько резидентов (меньше десяти), с некоторыми расторгнуты соглашения. Эти зоны могут попасть под удар, сказали «Известиям» в совете. Это в том числе ТОР в городах Абаза, Вятские Поляны, Емва, Кондопога, Краснокаменск, Лесной, Селенгинск, Сосенский, Далматово, Линёво, Сердобск, Черемхово, Угловка, рассказали в совете.
Почти 35% от общего числа резидентов ТОР в моногородах зарегистрированы на территориях четырех из них — Тольятти, Набережных Челнов, Кумертау и Чусового, указали в совете.
— Действительно, 20% ТОР в моногородах, где немного резидентов, в зоне риска, — согласен бизнес-омбудсмен по моногородам Юрий Тебин.
Но ТОР открываются на десять лет, поэтому предприниматели могут прийти позже, подчеркнул Павел Склянчук. Такие зоны нужны для оживления их экономики, закрывать их нецелесообразно, нужно дать шанс инвесторам прийти на эти территории, добавил зампред комитета ГД по экономполитике Денис Кравченко.
Сокращение межрегиональных социально-экономических диспропорций — один из приоритетов стратегии пространственного развития России до 2025 года. Поэтому действие 90 ТОР в моногородах — стратегический инструмент выравнивания различий между субъектами, говорится в письме зампреда комитета ГД по экономполитике, председателя экспертного совета по устойчивому развитию моногородов при комитете Альфии Когогиной в адрес Юрия Трутнева. С копией документа ознакомились «Известия».
Правильно стремиться к повышению эффективности преференциальных режимов, закрывая неработающие, отметила Альфия Когогина. Но в 473-ФЗ не указаны основания прекращения ТОР на территории моногородов, поэтому их закрытие возможно только после внесения изменений в закон, сказала она.
Разумный подходРаботающие ТОР, пусть даже неэффективные, логичнее оставить открытыми и всеми силами привлекать в них инвесторов, считает ведущий научный сотрудник Института демографических исследований ФНИСЦ РАН Максим Фомин. Прежде чем сокращать количество ТОР в моногородах, нужно провести детальный анализ каждого конкретного случая — даже если в зоне еще нет инвесторов, это не значит, что они не могут прийти, согласен Дмитрий Землянский. И нельзя закрывать ТОР с существующими резидентами, чтобы не испортить деловой климат, уверен он.
В эффективных ТОР сложилось сразу несколько факторов, в том числе географическое расположение, грамотная работа с инвесторами, отметил Павел Склянчук. В неэффективных нередко отсутствует необходимая инженерная инфраструктура (дороги, объекты ЖКХ), добавил он. В числе главных причин — неудачная логистика, а также человеческий фактор, считает Юрий Тебин.
Например, ТОР «Вятские Поляны» создана в 2017 году в Кировской области, там пять резидентов. Городу с населением менее 32 тыс. человек конкурировать с такими городами, как Тольятти или Набережные Челны, довольно сложно, сказали «Известиям» в администрации Вятских Полян. Но даже несмотря на это, в 2020 году несколько инвесторов заинтересовались открытием там бизнеса, правда, переговоры приостановились из-за пандемии коронавируса, добавили там.
В Кондопоге Республики Карелия ТОР создана в конце 2017-го, сегодня там пять резидентов. Сложности с привлечением большего числа инвесторов связаны с малым количеством свободных площадей и земельных участков в городе, отсутствием на более отдаленных территориях коммуникаций, рассказали в администрации города.
ТОР «Угловка» в Новгородской области открыта в 2018-м, сейчас три резидента, но идут переговоры по привлечению еще нескольких, сообщили в администрации города. Основная причина сложностей — затягивание сроков согласования деятельности потенциальных инвесторов.
В Пензенской области в 2018 году была создана ТОР «Сердобск», сегодня там семь резидентов, сказали в администрации города. В том же году в Иркутской области создали ТОР «Черемхово», где сегодня два резидента. Как сообщили в администрации города, сейчас еще две компании разрабатывают инвестиционные проекты и формируют пакет документов для получения статуса резидента.
В остальных моногородах, где ТОР, по оценкам экспертов, могут быть закрыты, «Известиям» оперативно не ответили.
Как отметила Альфия Когогина, затягивание внесения профиля деятельности потенциальных резидентов из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) в список разрешенных в этой зоне — одна из причин неэффективности ТОР в моногородах. По срокам и необходимому пакету документов это сопоставимо с открытием самих ТОР — часть инвесторов не дожидались и уходили до того, как стать резидентами, отметил Павел Склянчук.
По данным экспертного совета ГД по устойчивому развитию моногородов, в среднем изменения видов деятельности в ТОР вносят полгода-год. Иногда сроки затягиваются на несколько лет (например, в ТОР «Набережные Челны» — почти три года).
Это «происходит на этапе согласования проектов актов с Минфином», сказано в письме Минэкономразвития в адрес Альфии Когогиной (есть у «Известий»). Правда, в документе говорится, что сейчас эти сроки сократились. В Минфине «Известиям» отметили, что процедура проходит в установленные законодательством сроки. По словам Павла Склянчука, они составляют два месяца.
Также привлечению резидентов могло бы способствовать снижение минимального размера льготных кредитов на открытие производств в моногородах, считает Максим Фомин. Сегодня сумма должна быть до 5 млн рублей, но некоторым компаниям нужно меньше, указал Павел Склянчук.
Печать