Фото с сайта: wikipedia.org
Госдума приняла в среду в первом чтении президентский законопроект о Госсовете. Его поддержали все фракции, хотя депутаты так до конца и не поняли, какие полномочия получит в итоге этот обновленный орган и насколько он будет самостоятельным. В попытке найти ответ на этот вопрос представители оппозиции даже провели аналогию с ЦК КПСС, но спикер Думы Вячеслав Володин запретил им ставить в пример «структуры, которые допустили развал страны».
С докладом по законопроекту «О Государственном совете РФ», внесенному президентом в развитие обновленной Конституции, перед депутатами выступил председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. Он заявил, что документ поднимает нормы президентского указа об этом органе до уровня закона. При этом Госсовет не будет являться органом государственной власти и обладать властными полномочиями и его, как и сейчас, будет возглавлять президент, подчеркнул господин Крашенинников.
Напомним, этот законопроект был одним из самых ожидаемых с начала обсуждения конституционной реформы. Госсовет, учрежденный в 2000 году указом Владимира Путина, был впервые вписан в Основной закон, а его статус после принятия закона поменяется с «совещательного органа при президенте» на «конституционный государственный орган». Эксперты предполагали, что Госсовет может получить новые полномочия для обеспечения транзита власти в 2024 году, но после принятия конституционной поправки, позволяющей Владимиру Путину баллотироваться еще на два президентских срока, разработчики законопроекта стали подчеркивать, что никаких новых полномочий Госсовет не получит.
После внесения проекта в Думу политики и эксперты констатировали, что в нем зафиксировано многое из того, чем этот совещательный орган занимался в последние годы.
Кроме того, как сообщал “Ъ”, ряд полномочий Госсовета почти буквально совпадает с функциями президентского аппарата, предусмотренными в положении об администрации президента: например, оба органа содействуют главе государства в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов власти, а также в определении основных направлений внутренней и внешней политики.
Судя по вопросам депутатов при обсуждении инициативы, для них осталось неясным, какие все-таки полномочия будут у нового Госсовета и чем он будет отличаться от нынешнего после принятия закона.
Так, Николай Коломейцев (КПРФ) спросил у докладчика, кто будет принимать решения — Госсовет или президент. А его коллегу по фракции Владимира Кашина интересовало, почему несмотря на то, что решения Госсовета носят рекомендательный характер, на практике они обязательны к исполнению. Господин Крашенинников ответил, что это консультативный орган президента и по итогам его заседания глава государства дает поручения правительству, парламенту и прочим госорганам.
Коммунист Юрий Синельщиков отметил, что, согласно документу, решения Госсовета должны оформляться в законопроекты, но неясно, как это будет происходить, учитывая, что этот орган не обладает правом законодательной инициативы. Павел Крашенинников пояснил, что в Госсовет входят главы обеих палат парламента, которые таким правом обладают, а кроме того, вносить законопроекты может и сам президент. При этом глава комитета согласился, что эта формулировка вызывает много вопросов и ее надо будет подкорректировать ко второму чтению.
Алексей Диденко (ЛДПР) выразил мнение, что в Госсовет должны по должности входить представители парламентской оппозиции, чтобы он не превратился в ЦК КПСС.
На это обратил внимание и Юрий Синельщиков, отметив, что представители думских партий, согласно проекту, могут входить в обновленный орган только по решению президента. Федот Тумусов («Справедливая Россия») тоже сравнил Госсовет с ЦК КПСС, сделав из этого вывод, что именно он должен определять идеологию страны. Такого сравнения не выдержал спикер Госдумы Вячеслав Володин, сказав, что «все структуры, которые допустили развал страны, не могут браться за пример».
Госсовет, по сути, является продолжением администрации президента и не будет обладать самостоятельностью, заключил в своем выступлении по итогам обсуждения депутат Синельщиков.
А по словам представителя президента в Думе Гарри Минха, значение этого органа состоит в «доведении точек зрения до президента». По итогам обсуждения законопроект поддержали все думские фракции.
Политолог Александр Пожалов отмечает, что законопроект о Госсовете носит достаточно рамочный характер, а нормы о его полномочиях и порядке формирования сформулированы таким образом, что могут получать и узкую, и расширительную трактовку при практической реализации. «Кроме того, и у самой власти, на мои взгляд, пока нет четкого решения, какую роль в процессе транзита властной системы будет играть Госсовет, каково будет его соотношение по степени реального влияния на процесс выработки решении с Госдумой и Советом федерации»,— говорит эксперт. Поэтому он не считает, что ко второму чтению в этот законопроект будут внесены какие-то предметные поправки. «Кремль всю политическую реформу 2020 года проводит таким образом, чтобы сохранить максимально широкий коридор возможностей на будущее. В дальнейшем под ту или иную задачу в закон о Госсовете всегда можно будет внести нужные поправки»,— резюмирует господин Пожалов.
Печать