Фото с сайта:
commons.wikipedia.org
Сразу после перестановок в правительстве в Белом доме частично перераспределены полномочия вице-премьеров. К вопросам социальной сферы теперь относится сфера культуры. IT, инновации, наука и высшее образование — в одном «вице-премьерском блоке», ТЭК выделен в отдельное направление со своим вице-премьером. Наконец, в правительстве сменился куратор земельных отношений и Росреестра.
Опубликованы изменения в распределении полномочий заместителей председателя правительства Михаила Мишустина. По данным “Ъ”, большая часть изменений в этот документ готовилась еще весной 2020 года, в разгар коронавирусной эпидемии их решили отложить — сейчас формальным поводом для них можно считать назначение нового вице-премьера Александра Новака, повышенного с поста министра энергетики, хотя все изменения не связаны друг с другом, а объединены скорее общей идеей относительно того, чем должны заниматься заместители премьер-министра.
Вопреки ожиданиям вице-премьер Юрий Борисов не стал чисто «военно-промышленным» вице-премьером, а Александр Новак — «гражданско-промышленным»:
полномочия разделили иначе, из сферы ответственности вице-премьера Борисова полностью выделены вопросы ТЭКа (и не только его — так, туда же попали вопросы комплексного плана строительства инфраструктуры в этой сфере) и переданы господину Новаку, тогда как для промышленности и Минпромторга ничего не меняется. При этом два вице-премьера рассматривают вопросы друг друга в период отсутствия коллеги.
Второе «отраслевое» изменение выглядит чисто техническим, но на деле содержательно важно: сменил свою подчиненность Росреестр, ранее курируемый вице-премьером Викторией Абрамченко. Напомним, госпожа Абрамченко в Белом доме отвечает за вопросы природопользования, сельского хозяйства, экологии, ресурсов, и в старой схеме вопросы Росреестра, землепользования и смежных с этим тем в вице-премьерский блок укладывались вполне логично. Впрочем, не менее логично они укладывались бы и в полномочия «строительного» вице-премьера Марата Хуснуллина, и в «цифровые» полномочия вице-премьера Дмитрия Чернышенко.
Но в итоге логика избрана иной — курировать Росреестр и его проекты будет «международный» вице-премьер Алексей Оверчук.
Логику этого решения источники “Ъ” в Белом доме объясняют так: с одной стороны, господин Оверчук — максимально «неотраслевой» вице-премьер, что нужно для универсального характера политики Росреестра, с другой — Алексей Оверчук — один из наиболее квалифицированных в РФ специалистов по земельным отношениям: он занимался этими вопросами с 1993 года в Госкомземе, в 2000-2007 годах был заместителем руководителя Росземкадастра. Высокие показатели РФ в Doing Business Всемирного банка в соответствующих разделах рейтинга — во многом результат его работы. Кроме того, непосредственно до прихода в правительство Алексей Оверчук в ФНС занимался в том числе клиентскими сервисами на базе цифровых технологий, и это то, что ждут от регистрационной системы в первую очередь. В качестве одной из задач для него называют интеграцию геоданных кадастровой системы с федеральным адресным реестром ФНС — цели такой работы очевидны, отсутствие точного соответствия «налогового адреса» и кадастровых участков тормозит в том числе развитие системы имущественных налогов, градостроительных проектов и множества других насущных для правительства историй.
Наконец, еще одно изменение — обмен полномочиями между вице-премьерами Татьяной Голиковой и Дмитрием Чернышенко. Вопросы культуры переданы в «социальный» блок госпожи Голиковой, тогда как вопросы науки и высшего образования — в «инновационно-цифровой» блок господина Чернышенко. Единством подходов ко всей системе образования пожертвовали ради объединения в одной управленческой парадигме высшего образования, науки и инновационного процесса — это, очевидно, позволит Белому дому «подвинуть» университетскую среду к сфере развития технологий в широком смысле термина. В свою очередь, включение культуры в сферу социальных отношений — решение, с одной стороны, вынужденное (большая часть учреждений культуры в РФ — государственная, сфера очень сильно страдает от ограничений, связанных с пандемией, тогда как более долгосрочные проблемы госкультуры так или иначе придется решать как социальную проблему), с другой — возможно, важное с точки зрения госуправления. Ей, видимо, в меньшей степени будут ставиться задачи, смежные с госинформполитикой, отрасль получает шанс на ограниченную идеологическую автономию, как это происходит со здравоохранением и трудовым рынком.
На вице-премьерском уровне происходящее — видимо, последние в ближайшие месяцы изменения. Впрочем, в ближайшее время можно ждать также «настройки» уровня заместителей министров и структуры управления министерствами, а также решений в сфере институтов развития, которые обсуждаются в том числе у первого вице-премьера Андрея Белоусова с лета 2020 года.
Печать