Фото с сайта: wikipedia.org
Жаркие дискуссии по проекту республиканского бюджета случались и ранее, но еще никогда они не достигали такой ожесточенной перепалки уже на этапе публичных слушаний.
Причем градус жесткого рубилова задали не вечно озабоченные безденежьем муниципалы или общественники. Линию фронта четко обозначили представители двух ветвей власти. Когда новичок бюджетных баталий – глава Минэкономразвития Виктор Богушевич вместо честного прогноза на предстоящий год сосредоточился на неких локальных положительных подвижках (вроде упоминания достижений ООО «Хакасская баранина»), вице-спикер Светлана Могилина не удержалась от язвительного совета оперировать реальным объемом финансовых средств.
Впоследствии неожиданную ремарку представителя законодательного органа достаточно весомо проиллюстрировала глава Контрольно-счетной палаты Ольга Лях:
"Дефицит республиканского бюджета в 2021 году прогнозируется в сумме 1 223 063 тыс. рублей, что составляет 5% от общего годового объема доходов республиканского бюджета без учета объема безвозмездных поступлений. Однако с учетом непоступления налога на прибыль организаций в планируемом объеме (меньше законопроекта на 6 532 568 тыс. рублей), а также необходимость исполнения принятых расходных обязательств республики, размер дефицита республиканского бюджета расчетно составит 10 791 600 тыс. рублей, или 60% суммы доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений".
То есть, по мнению государственных аудиторов, дефицит занижен в 8,6 раза. Надо полагать, именно этот прозвучавший на публичных слушаниях факт грандиозной нестыковки создаст трудности главе профильного парламентского комитета при наречении ключевого финансового документа. В 2019 году главный эксперт по бюджетным нюансам Олег Иванов назвал региональный бюджет «реалистичным», бюджет текущего года «красивым». Настолько «красивым», что уже на 1 октября кредиторская задолженность консолидированного бюджета республики достигла планки – почти 5,5 млрд рублей.
Причем закрыть проблему кредиторки в следующем году тоже вряд ли представится возможным. В соответствии с законопроектом доходы республиканского бюджета в 2021-м составят 27 983,7 млн, это на 7 438,9 млн , или на 21% ниже объема доходов текущего года.
Более существенно – на 22,6% - по сравнению с текущем годом уменьшится объем расходов. Расходная часть усохнет на 8,5 млрд рублей. Причем на публичных слушаниях два основных докладчика - министры экономического развития и финансов Виктор Богушевич и Юрий Килижеков предпочли промолчать о настоятельной необходимости и алгоритме оптимизации расходной части бюджета. К примеру, намерении сократить затраты казны на содержание органов государственной власти региона.
Принцип секвестирования бюджетных расходов красной линией проходит в заключении о проекте бюджета на 2021 год Контрольно-счетной палаты.
Сокращение программных расходов на 2021 год по сравнению с текущим запланировано по 23-м государственным программам. В том числе по госпрограмме «Развитие здравоохранения Республики Хакасия» - на более 1,8 млрд рублей или 20%. Это при сегодняшних-то бедах региональной системы здравоохранения, которые беспощадно высветила новая коронавирусная инфекция!
Как отмечают государственные аудиторы, кассовое исполнение расходов республиканского бюджета в минувшем году по госпрограмме «Развитие здравоохранения Республики Хакасия» составило 6,9 млрд рублей, или 89,5% от бюджетных ассигнований. В течение девяти месяцев текущего – чуть более 6 млрд, или 65,1% от сводной бюджетной росписи на 1 октября. В том числе от 23,3% по подпрограмме «Кадровое обеспечение системы здравоохранения», уточняет Контрольно-счетная палата.
Причина такого положения дел остается неизменной - низкий уровень выполнения обусловлен недофинансированием из республиканского и федерального бюджетов.
Есть основание полагать, текущее бедственное положение в борьбе с коварным ковидом исполнительную власть ничему не учит. Поскольку в следующем году планируется снизить объем финансового обеспечения по пяти подпрограммам:
«Развитие первичной медико-санитарной помощи и медицинской реабилитации населения, в том числе детей» - на 24,9%, «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации, паллиативной медицинской помощи, включая сестринский уход» - на 44,2%. Кроме того исполнительная власть намерена сократить объем финансирования подпрограмм «Охрана здоровья матери и ребенка» - на 70,6% и «Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях» - на 8,4%.
Особо пикантным следует признать намерение авторов бюджетного законопроекта сократить финансовую составляющую подпрограммы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» на 44,8%. По итогам девяти месяцев в республике сохраняется весьма неблагополучная тенденция - отток кадров из медицинских учреждений.
При такой бюджетной росписи изрядно потрепанная мощной коронавирусной атакой система здравоохранения Хакасии займет позицию ниже плинтуса. И пока участников бюджетного процесса это не волнует.
Печать