Фото с сайта: wikipedia.org
Информация, мелькавшая в медийном пространстве в течение несколько месяцев, подтвердилась. Председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс, занимавшийся российскими нанотехнологиями с 2008 года, покинул свою должность. Президент Владимир Путин предложил возглавить компанию «Роснано» первому заместителю председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Сергею Куликову. Почему такую важную структуру отдают в руки человека с ярко выраженным военным прошлым и настоящим? Будущий глава «Роснано» – в рубрике «Персона Недели» на «ФедералПресс».
Военная выправка
Сергей Куликов родился 9 апреля 1976 года в Свердловске (ныне – Екатеринбург). Окончил Тверское суворовское военное училище, Военный университет Министерства обороны РФ, РАНХиГС (специальность «Государственное и муниципальное управление»), МГТУ им. Н. Э. Баумана.
С 1994 по 2000 годы проходил службу в Вооруженных силах РФ. После работал в структурах оборонно-промышленного комплекса. Там 25-летнего Куликова заметил руководивший «Промэкспортом» Сергей Чемезов. Уже вместе они перешли в «Рособоронэкспорт». Задачей Куликова было взаимодействие с иностранными заказчиками.
Следующий шаг в его карьере – новая коллаборация с Сергеем Чемезовым. С 2008 по 2009 годы Сергей Куликов занимал пост заместителя руководителя аппарата – помощника генерального директора государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» (с июля 2014 года – госкорпорация «Ростех»), возглавлял которую его старый покровитель.
К 2018 году он дорос до должности индустриального директора радиоэлектронного комплекса «Ростеха». Параллельно отвечал за формирование стратегии, организационную и кадровую реформы, коммуникации, привлечение инвесторов, а также курировал создание внутри «Ростеха» специальной инвесткомпании «РТ – развитие бизнеса».
Как отмечает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, Куликов обладает рядом умений, которые отличают его от многих топ-менеджеров. «В узких кругах Куликов еще с середины двухтысячных получил известность главного переговорщика «Ростеха». Естественно, после своего руководителя Сергея Чемезова», – рассказал Мухин.
Он добавил, что Куликов умеет без особых бюджетных затрат поддерживать в отрасли здоровый рыночный климат. Таким образом, предприятия, с которыми работал будущий глава «Роснано», были далеко не дотационными.
26 июня 2018 года занимавший тогда должность председателя правительства РФ Дмитрий Медведев своим распоряжением назначил Сергея Куликова первым заместителем председателя коллегии Военно-промышленной комиссии. Куликов стал ответственным за повышение эффективности исполнения гособоронзаказа, реализацию утвержденной госпрограммы вооружений, курирование вопросов диверсификации производств.
Очевидный выборОдним из ключевых преимуществ Куликова оказалось умение успешно завершать масштабные проекты. Именно он стал одним из инициаторов ребрендинга «Ростехнологий» в 2012 году. Чтобы получить возможность выйти на глобальные рынки, было решено провести самое масштабное репозиционирование. Этот шаг был действительно необходим: имея в своем распоряжении большой портфель брендов, включающий КАМАЗ, LADA, «Рособоронэкспорт», «Вертолеты России» и, конечно же, «Калашников», корпорация-владелец оставалась неинтересной общественности.
Внутри корпорации Куликов занимался в том числе и высокими технологиями. Именно благодаря его работе в России впервые заговорили о сетях 4G. Куликов помог провайдеру Yota, которым владел «Ростех», интегрироваться в российский рынок мобильной связи. Летом 2010 года в Казани Yota второй в мире объявила о запуске сети по новой технологии LTE-advanced. Затем в марте 2011 года в присутствии занимавшего тогда пост премьер-министра РФ Владимира Путина соглашение с Yota о развитии LTE-сети в стране подписали главы крупнейших мобильных операторов России.
Впрочем, другой проект под брендом Yota оказался менее удачным и просуществовал совсем недолго. Речь о мобильных телефонах под брендом YotaPhone, которые не получили популярности. В результате компанию YotaDevices продали китайскому холдингу China Baoli.
19 декабря 2016 года стало известно, что правление «Ростеха» утвердило стратегию развития электронного кластера до 2025 года. «Среднегодовой рост выручки холдингов и организаций кластера должен составить 22,4 % до 2025 года. Стратегия строится на кардинальном увеличении в структуре выручки доли гражданской продукции, которая к 2025 году должна составлять более 60 %», — прокомментировал тогда директор кластера Куликов.
Политолог Павел Салин охарактеризовал Куликова как технократа и достаточно хорошего управленца, которому в рамках нынешней жесткой административной вертикали власти удается продвигать бизнес-подход. «Информация, которая находится в публичном пространстве, подтверждает, что выбор Куликова – не худший. В «Ростехе» ему удавались конверсионные и полуконверсионные проекты, а также запуск смежных направлений. Я бы это охарактеризовал так: администрирование на бизнес-началах, но в рамках госкапитализма», – пояснил эксперт.
Салин подчеркнул, что успешность работы Куликова на посту будет зависеть не только от личных качеств. Многое будет продиктовано его взаимодействием с ВЭБом, который и будет контролировать работу «Роснано».
Сильная рукаНо как бы ни были хороши показатели Куликова, стоит признать, что без правильных знакомств он мог бы и затеряться в структурах оборонно-промышленного комплекса. Знакомство с Сергеем Чемезовым позволило Куликову максимально быстро пройти карьерный путь от военного до будущего главы Роснано.
Впрочем, и сам Чемезов получил должность главы «Ростеха» не только за умение руководить. Вероятно, сыграла свою роль дружба с Владимиром Путиным, с которым Чемезов встретился впервые в 1985 году в ГДР. В одном из интервью глава «Ростеха» рассказывал, что «жили в одном доме, общались и по службе, и по-соседски».
После возвращения на Родину, Чемезов отправился в Москву, а Путин – в Ленинград. «В 96-м Путин перешел в Управление делами президента и вскоре позвал меня, предложив возглавить отдел внешних экономических связей, создание которого он курировал. Тогда управделами передали большое количество зарубежной собственности России, многие заграничные коммерческие контракты. Нужно было разбираться в этом хозяйстве, наводить порядок», – делился своими воспоминаниями Чемезов в одном из интервью.
По его же словам, на предложение он ответил быстро.
Впоследствии Чемезов поднимался по карьерной лестнице вместе с Путиным. С ноября 2000 по апрель 2004 года его назначили первым заместителем генерального директора, в 2004—2007 годах — гендиректором ФГУП «Рособоронэкспорт». Указом президента от 26 ноября 2007 года он был назначен гендиректором госкорпорации «Ростехнологии», которая в конце 2012 года была переименована в «Ростех».
Впрочем, история Куликова и Чемезова может быть и не столь однозначной. По мнению политолога Ильи Гращенкова, причиной смены власти в «Роснано» может быть не столько положительное отношение к кандидатуре Куликова, сколько логичный результат деятельности Чубайса. «Ситуация выглядит так, будто Чубайса – съели. Ходили слухи, что он договорился с Путиным и добился сохранения «Роснано» за собой до конца следующего года. Но что-то явно пошло не так. Куликов должен стать оператором передачи структур «Роснано» в ВЭБ. Также не стоит забывать, что он будет независимым аудитором всей деятельности «Роснано» при Чубайсе. Если все пойдет по плохому сценарию, это будет существенный удар по команде бывшего главы «Роснано», – добавил Гращенков.
Впрочем, политолог
Алена Август считает, что недооценивать Куликова не стоит. «Куликов сам по себе самодостаточный менеджер, который уже много раз доказывал это. Достаточно вспомнить период его работы в корпорации «ВСМПО-Ависма» (Куликов отвечал за координацию рабочей группы, помогавшей запускать ряд совместных проектов с американским авиастроительным концерном Boeing)», – рассказала политолог.
Первые инициативыПосле разговора с президентом Куликов сразу обозначил первоочередные задачи на новом посту. В частности, он заявил, что необходимо превращать идеи в продукты, продажи – в долгосрочные контракты с сервисной поддержкой, а экспериментальные производства выводить на промышленный уровень.
Также из опубликованной стенограммы разговора президента и Куликова становится ясно, что новый руководитель «Роснано» будет делать упор на сокращение сроков проектирования и обратного инжиниринга новых материалов. Он подчеркнул, что «средний срок получения нового материала у нас сегодня – от пяти до десяти лет, его можно сократить до двух-трех лет, то есть до модельных и натурных испытаний все рассчитать в математике». «Сегодняшние вычислительные мощности нам это позволяют, и у нас очень сильная математическая школа, алгоритмы мы умеем очень хорошо писать», – добавил Куликов.
По мнению политолога Марата Баширова, Куликову предстоит огромная работа. «В Роснано будет большой аудит и не менее большая ротация кадров. «Роснано» вложило деньги в 98 проектов прямых инвестиций, в шесть основных технологических кластеров и девять специализированных фондов. Особое внимание будет уделено проектам, созданным не в России, – таким, как инновационные израильские венчурные компании», – подчеркнул эксперт.
Что же касается бывшего главы «Роснано» Анатолия Чубайса, по мнению Баширова, его может ждать не только «ссылка в Арктику». «Нельзя исключать, что Чубайс может возглавить новый политический проект на выборах в Госдуму. Говорить об этом пока рано, но шансы на такой исход имеются», – прогнозирует политолог.
Печать