В администрации президента, по словам близких к ней источников “Ъ”, готовы к сценарию, при котором «Единая Россия» после выборов 2021 года не получит в Госдуме конституционного большинства (300 мест). Так, глава управления по обеспечению деятельности Госсовета Александр Харичев исходит из того, что при текущих раскладах партия может рассчитывать на 250 мандатов, говорят собеседники “Ъ”. В администрации полагают, что при необходимости конституционное большинство будет достигаться путем коалиции с другими партиями. Эксперты напоминают, что для Кремля такой расклад не в новинку.
Источники “Ъ”, близкие к внутриполитическому блоку администрации президента (АП), утверждают, что Кремль готов к ситуации, при которой «Единая Россия» (ЕР) по итогам выборов-2021 не получит в Госдуме конституционного большинства (300 из 450 мандатов). По словам трех собеседников “Ъ”, близких к АП, глава управления по обеспечению деятельности Госсовета (традиционно участвует в подготовке важных избирательных кампаний) Александр Харичев исходит из того, что при текущей ситуации ЕР может рассчитывать только на 250 мандатов. Один из источников говорит, что такие цифры чиновник обнародовал недавно на учебе победителей конкурса «Лидеры России. Политика». Федеральный чиновник, знакомый с такими прогнозами, подтверждает их корректность. Впрочем, другой слушатель лекции отмечает, что господин Харичев был очень аккуратен в оценках, не предрекал ЕР особенно плохих результатов и допускал, что она может добиться конституционного большинства.
Ранее источники “Ъ” прогнозировали, что при нынешних рейтингах список ЕР может получить чуть более 40% голосов — это около 90 из 225 списочных мест в Думе. Реально мандатов у единороссов будет больше, так как избранные в Думу партии, по сути, делят между собой голоса, отданные за тех, кто не прошел пятипроцентный барьер. На выборах 2016 года таких «утерянных голосов» (включая недействительные бюллетени) было 13,1%.
При результате 40% и той же доле перераспределенных голосов список ЕР получит в сумме около 103–104 мандатов. То есть для конституционного большинства единороссам придется еще выиграть почти 200 из 225 одномандатных округов. Ранее собеседники “Ъ” отмечали, что АП и ЕР намерены решить эту задачу с запасом и ставят целью победу в 210 округах. При этом источники “Ъ” в АП оговаривались, что не все эти 210 одномандатников могут быть кандидатами от ЕР, а в самой партии заверяли, что ориентируются именно на своих выдвиженцев.
Социологи фиксируют снижение рейтинга ЕР. По опросу ВЦИОМа, проведенному с 23 по 29 ноября, он составляет 29,9% от всех опрошенных, хотя с 2006 года не опускался ниже 30%.
Близкий к АП источник “Ъ” утверждает, что в целом Кремль по-прежнему делает ставку на ЕР. Но, уточняет другой собеседник, в АП должны рассматривать все возможные сценарии, поэтому, с одной стороны, поддерживают единороссов в их стремлении самостоятельно получить 300 мандатов, а с другой — готовятся и к «плану Б», на случай если эта цель не будет достигнута.
Еще один источник “Ъ”, близкий к внутриполитическому блоку АП, поясняет, что федеральным властям может быть и невыгодна доминирующая победа ЕР, так как такой результат может быть принят не всем обществом. По его мнению, партии власти достаточно и простого большинства, а конституционное нужно в исключительных случаях и его можно добиваться коалиционно. Такой союз возможен, например, со «Справедливой Россией», если «разбавить» ее нужными людьми, добавляет собеседник.
При этом чисто арифметически прохождение в Думу какой-то из малых партий может быть для власти даже выгоднее, чем перераспределение их голосов между победителями, ведь во втором случае прибавку получит и оппозиция. Собеседник “Ъ”, близкий к АП, рассчитывает, что преодоление барьера позволит такой партии создать фракцию из 18–19 человек. А вот независимых одномандатников в новом созыве будет немного, уверен источник.
Это будет экзотическая история. Я знаю о паре-тройке таких ситуаций. Думаю, что таких ярких самовыдвиженцев в новой Думе будет максимум человек пять»,— добавил собеседник.
Пока опросы не сулят ничего хорошего ни одной из новых партий, созданных весной 2020 года. По данным ВЦИОМа, рейтинг партий «За правду» и «Новые люди» составляет 1%, а «Зеленой альтернативы» и Партии прямой демократии — всего 0,1%. Среди «старых» непарламентских партий лучшие показатели у «Яблока» и Партии пенсионеров за социальную справедливость (ППСС) — по 4%. Последняя, правда, имеет репутацию спойлера, используемого для размывания электората коммунистов.
На сентябрьских выборах лучше других выступили «Новые люди» и Партия пенсионеров. Первые прошли в парламенты всех четырех регионов, где выдвигали списки, а вторые — в семи из девяти. Собеседники “Ъ” говорят, что на лекции для «лидеров России» Александр Харичев хвалил «Новых людей», но отмечал, что для успеха в 2021 году им надо провести отличную от других кампанию и привлечь в кандидаты «действительно новых людей».
Управляющий директор по взаимодействию с экспертным сообществом близкого к АП ЭИСИ Фирдус Алиев считает, что пока в зоне прохождения барьера находятся ППСС и «Новые люди». У россиян есть устойчивый запрос на социальную справедливость и обновление, а эти партии «вполне могут оседлать эти тренды и получить свои порции думского пирога», поясняет эксперт. «Что касается ЕР, то можно уверенно говорить, что ее результат будет значительным и доминирующим. Были созывы, когда у ЕР было и меньшее число мандатов, но баланс интересов в Думе все равно достигался»,— подчеркивает господин Алиев.
Бывший сотрудник АП политолог Владимир Шемякин напоминает, что у Кремля есть опыт работы с депутатами.
«Один из ярких примеров — голосование по импичменту президенту Ельцину в 1999 году. О том, чтобы уговорить одномандатников не поддерживать импичмент, не могло быть и речи — они потеряли бы лицо перед электоратом,— поясняет эксперт.— Но, поскольку пунктов обвинения было пять, можно было попросить депутата голосовать не за все из них. В итоге оппозиции ни по одному из пунктов не удалось получить требуемые 300 голосов».
В ЕР, в свою очередь, утверждают, что не отступают от своего ориентира на получение более 300 мандатов. «Позиция партии остается неизменной. Мы решаем задачу по формированию фракции парламентского большинства. Колебания рейтинга находятся в зоне статистической погрешности. Нас мучили вопросом про рейтинг в преддверии единого дня голосования-2020, никто не верил в наш результат. Между тем критерий истины — практика»,— заявил “Ъ” замсекретаря генсовета ЕР Сергей Перминов.
Печать