Фото с сайта: pixabay.com
Даже проиграв все суды и не сумев там доказать, что выборы 3 ноября были сфальсифицированы, Дональд Трамп все равно не признает победы Джо Байдена. Такой вывод можно сделать, исходя из действий Республиканской партии в конгрессе и утечек в прессе.
Однопартийцы Трампа заблокировали принятие резолюции, где говорилось о том, что Байден — избранный президент страны. Ее подготовили демократы на Объединенном комитете конгресса по проведению церемонии инаугурации главы государства. Среди проголосовавших против нее были и лидеры республиканцев: их главы в сенате и Палате представителей — Митч Макконнелл и Кевин Маккарти соответственно.
Казалось бы, резолюция — документ сугубо технический и не снимающий претензий Трампа к честности проведенных выборов. Чтобы начать подготовку инаугурации надо знать, кто будет ее главным героем. Логично считать таковым Байдена. Его с победой на выборах поздравили власти многих государств, имея на то веские основания.
Ни одного судебного решения, свидетельствующего об установленном факте массовых фальсификаций, про которые без устали говорит Трамп, до сих пор нет. Не далее, как во вторник Верховный суд, где, кстати, доминируют консерваторы, а отнюдь не симпатизирующие демократам либералы, признал безосновательным требование признать в Пенсильвании недействительными бюллетени, присланные по почте. А это один из ключевых штатов, где действующий президент рассчитывал добиться пересмотра итогов выборов. Да и сам Трамп, после некоторого промедления, рекомендовал Управлению общих служб (ведомству, отвечающему за техническое обеспечение работы органов власти — нечто вроде нашего Управления делами президента) взаимодействовать с офисом Байдена. И вот отказ поддержать резолюцию.
Издание Axios, со ссылкой на свои источники, утверждает, что и сама инаугурация обойдется без Трампа. Он-де 20 января, в день ее проведения, планирует улететь во Флориду. Там Трамп проведет митинг, где будет клеймить Байдена. Если так и произойдет, выйдет форменный скандал. Подобного неуважения к своему сменщику уходящие лидеры США еще ни разу не позволяли.
Создается впечатление, что в Америке в новом 2021 году грядет очень необычная, причем не только для этой страны, ситуация. С некоторой натяжкой, ее можно назвать двоевластием. В Белом доме будет один президент — Джо Байден. Ему подчинятся все находящиеся в его юрисдикции государственные органы. Он сам, до тех пор, пока здоровье и преклонный возраст позволит, будет принимать решения, подписывать указы — словом, исполнять обязанности.
И будет еще Трамп. В Твиттере, по телевидению, в митингах и поездках по стране он продолжит говорить, наперекор всем фактам, что победа Байдена сомнительная, что он ее не признал, хотя и ушел из Белого дома, дабы не раскалывать страну. Конечно, будет педалировать тему возраста главы государства и его возможные ошибки. Если Трамп не уйдет из политики, эта тактика сулит ему многое.
Во-первых, его не забудут. Он уже допускал, что в 2024 году будет баллотироваться в президенты вновь. В таком случае Трамп может наработать неплохой стартовый политический капитал. Особенно если к тому времени Байден или его вице-президент Камала Харрис (она станет главой государства в случае смерти действующего президента) не смогут выправить экономическую ситуацию в стране.
Во-вторых, Трамп останется для республиканцев безальтернативным лидером. Битву за Белый дом он, определенно, проиграл. Но это не значит, что битва за конгресс проиграна. В Палате представителей у демократов — минимальное преимущество. Ссора между левым и правым крыльями партии может обеспечить республиканцам перевес. А кто будет контролировать сенат выяснится только 5 января, когда пройдет второй тур выборов сенаторов от Джорджии. Может быть, и верхняя палата тоже окажется республиканской. Прибавить сюда нынешний консервативный Верховный суд — и получится, что Байден или Харрис будут куда менее влиятельными людьми в стране, чем Трамп.
Правда, чтобы удержаться в этой роли «теневого президента» и лидера Республиканской партии ему потребуются немалые усилия, везение и даже, если хотите, авантюризм. Но все это Трампу уже помогало и не раз. В его прошлом девелопера ему приходилось выпутываться из разных сложных ситуаций — спасаться и от банкротства, и от тюремного срока. В сущности, весь его президентский срок — это все та же игра с судьбой, которую он вел всю жизнь. Сейчас Трамп делает самую главную, возможно, последнюю ставку. Победит?
Печать