Семь с половиной месяцев назад столица Приангарья получила нового мэра. Горожане уже вроде бы свыклись, что градоначальника они, как и родителей, не выбирают. Приходится надеяться на разумность элит и смену политического расклада без лишних потрясений. Руслан Болтов, похоже, активно включился в работу.
Иркутск с интересом наблюдает: чем занят, чем живет, чем дышит, что предлагает... Итоговая пресс-конференция, или отчет мэра, на минувшей неделе проходившая по новой вынужденной моде, частично «на дистанционке», притянула немало зрителей. Два с лишним часа социальные сети Руслана Болотова передавали в прямом эфире его общение с представителями СМИ. Однако не только журналисты, но и обычные иркутяне в комментариях под трансляцией оставляли пожелания, благодарности, критику, «подарки» в виде смайликов и острые вопросы. Наблюдать за этим было не менее интересно, чем за самой пресс-конференцией.
Полный год с момента избрания депутатами думы нового мэра — Руслана Болотова наступит только 30 апреля. Но он уже успел себя проявить. Хорошо или нет — решать горожанам. Сам мэр подробно рассказал об итогах работы за неполный год, а главное о планах, которые собирается воплотить в ближайшие несколько лет.
Covidный год
Конечно же, тема пандемии была центральной. Вирус остался «виновником» не только ухудшения здоровья иркутян, но и не самых приятных «симптомов» в городской экономике.
Экономический спад, связанный с пандемией коронавирусной инфекции, вылился в снижение доходов, поступающих в местный бюджет. В результате дефицит увеличен в октябре текущего года на 837 млн рублей. В ноябре состоялся аукцион на право заключения муниципального контракта на получение кредита на сумму, прикрывающую «финансовую дыру». Победителем аукциона признан ПАО Сбербанк, предложивший наиболее низкую цену.
Бюджет Иркутска на 2021 год и плановый период 2022-23 годов — один из главных сейчас вопросов. Учитывая сложную экономическую ситуацию, его приняли с максимально возможным дефицитом. Напомним, доходы на 2021 год составят 18,4 миллиарда рублей, а расходы — 19,5 миллиарда рублей.
Руслан Болотов и его команда рассчитывают выполнить все социальные обязательства и продолжить курс на развитие областного центра. Только на оплату труда работников учреждений бюджетной сферы в год требуется более восьми миллиардов рублей. Около 700 миллионов рублей уходит на питание воспитанников детских садов и учеников начальной школы, включая выдачу бесплатного молока. Также крупные расходы запланированы на ремонт и строительство дорог — 2,5 миллиарда рублей, более миллиарда будет направлено на благоустройство.
«Ключевая задача сейчас — это привлечение средств по национальным проектам», — считает Руслан Болотов.
Также, чтобы облегчить финансовое положение муниципалитета, мэрия плотно работала с крупными банками по реструктуризации кредитного портфеля. В результате удалось снизить расходы на обслуживание долга.
«У муниципалитетов, к сожалению, нет возможности пользоваться бюджетными кредитами, которые обслуживаются по очень низкой ставке — порядка 1%, — обратил внимание мэр. — Хотя это один из вопросов, которые нужно обсуждать, и мы эту тему поднимали. В Иркутске очень много среднего и малого бизнеса, который в наибольшей степени пострадал из-за пандемии».
Мы с тобой одной крови
Также в ходе пресс-конференции городской глава коснулся темы взаимоотношений с областными властями.
Даже не искушенные в политике иркутяне в курсе, что последние лет 10 администрация города находилась если не в открытой, то в плохо скрываемой конфронтации с областными властями. Редкие периоды показного перемирия сменялись громкими скандалами. В последние годы было похоже, что мэрия и вовсе «сидит в окопе», окруженная кольцом недоброжелателей. Теперь, кажется, топоры войны зарыты глубоко и надолго. О выстраивании отношений с другими органами власти Руслан Болотов рассказывал довольно обстоятельно, отмечая, что находится в постоянном контакте как с первым лицом региона, там и с депутатами разного уровня. Мэр упомянул, что ему «за пять минут до начала пресс-конференции звонил губернатор». Прозвучало традиционное: должны ориентироваться не на политические интересы, а на интересы жителей города, проводить постоянную системную работу.
Правда, последовал и комментарий по конкретным договоренностям: «На 2021 год запланировано, что по субвенциям и субсидиям Иркутск должен получить из федерального и областного бюджетов порядка 12,1 миллиарда. И это учитывая не очень хорошие экономические условия».
По мнению мэра, таких показателей удалось добиться благодаря взаимодействию с губернатором Иркутской области и депутатами от региона в Госдуме РФ. Эта работа продолжается: «Мы в онлайн-режиме регулярно «сверяем часы». Обсуждаем, как интересы Иркутска отстоять на федеральном уровне».
Рабочие и бесконфликтные отношения наконец выстроены и с думой Иркутска. Так, в этом году администрация и депутаты в течение двух месяцев совместно работали над городским бюджетом. В этом диалоге удалось учесть все мнения и решить все сложные вопросы.
«Открытость и публичность — это то, чего не хватало во взаимоотношениях администрации и думы, — признался Руслан Болотов. — Сейчас часть депутатов, у которых было желание и возможность, прямо интегрированы в систему управления городом. У нас нет секретов, все открыто и публично. Это позволяет нам эффективно решать существующие проблемы и работать над планами дальнейшего развития».
Место в городской истории
При ответе на вопрос с подвохом, «какой у вас есть проект, чтобы запомниться горожанам на этом посту», Руслан Болотов не растерялся: «Знаете, есть такая шутка: «В чем разница между понятиями войти в историю и вляпаться в историю»? Свой проект — громко звучит, я бы так не стал говорить. Но есть несколько значимых проектов, необходимость в которых назрела давно, которые я очень хочу запустить. Первый — это восстановление исторического центра. Второй — благоустройство правого берега реки Ушаковки. Третий — создание единой набережной реки Ангары, от плотины Иркутской ГЭС до Московских ворот. Сейчас набережная разорвана, полностью благоустроен только один участок в центре, остальные находятся в разной степени запущенности, требуются работы по берегоукреплению».
С точки зрения мэра необходимо также создать комфортный участок на острове Конном. «Уже есть хороший проект, который мы скоро вынесем на публичное обсуждение. Сразу скажу — там не будет торговых центров и жилых домов, — предупредил он. — Будет парковая зона для отдыха горожан с велосипедными дорожками и спортивными сооружениями».
Мэр рассказал, что заканчивается обсуждение вопроса, где наиболее уместно разместить концертный зал: «Есть два варианта размещения. Первый — это остров Конный, но там существует угроза подтопления. Кроме того, это может ухудшить ситуацию с пробками в центре города — из 9-балльных перевести их в 10-балльные. Второй вариант — полуостров Чертугеевский на Иркутском водохранилище. Хорошее, видовое место. Зал будет выходить на берег и как будто стоять на воде».
Переделывать или сохранять?
Вопрос переименования советских названий улиц, хотя бы в центральной части города, звучит на пресс-конференциях регулярно. Однако ни один из предыдущих градоначальников не решался всерьез трогать эту тему. Причины — на поверхности. Среди горожан нет однозначного большинства придерживающихся либо варианта восстановления некой исторической справедливости, либо желания сохранить все так, как есть. Во всяком случае на эту тему до сих даже не было проведено какого-либо массового опроса.
Руслан Болотов также не выказывает желания решать этот вопрос наскоком: «Это можно сделать исключительно в том случае, если идею поддержат жители. Но нельзя забывать, что советский период — это тоже наша с вами история. Нельзя принимать одно и забывать другое. Тем более что Иркутская область строилась во времена того же комсомола. И неуважение к нему — тоже неверно. Тут надо, как в хорошей семье: всем вместе садиться, разговаривать и искать компромисс. Основной принцип нашей работы — решения по ключевым городским вопросам будем принимать совместно с иркутянами».
«Что уж требует сохранения, так это историческое лицо города в целом — такова моя позиция как мэра. Но и развитие Иркутску необходимо. Поэтому нам необходимо вместе с экспертным сообществом и общественностью разработать комплексный план развития исторической застройки. У нас есть пример реконструкции 130-го квартала. Новым этапом реновации центра стал проект «Иркутские кварталы», в который вошли более 100 объектов. Старинные дома становятся современными магазинами, галереями, гостиницами, ресторанами — получают новую жизнь, сохраняя исторический облик. К настоящему времени завершено восстановление 25 объектов, на пяти работы еще ведутся, 21 объект находится на стадии проектирования, 17 — на стадии градостроительной подготовки».
Администрация города также учредила Агентство развития памятников Иркутска (АРПИ). Оно ищет инвесторов, за счет которых проводится реставрация старинных зданий, и сопровождает проекты. Сегодня в уставном капитале АРПИ около 60 объектов, 19 домов-памятников уже восстановлены, на 20 идут работы. Комплексный план развития исторической застройки Иркутска должен включать работу и АРПИ, и «Иркутских кварталов».
«Буквально на прошлой неделе мы обсуждали эту тему с Ростуризмом, у них разрабатывается программа, которая позволяет финансировать восстановление исторических центров городов. Она для Иркутска очень подходит. Вопрос сейчас в подготовке документов и начале действия этой программы — она должна быть принята в следующем году на федеральном уровне. Будем готовиться к тому, чтобы включаться, — добавляет мэр. — Центр Иркутска нужно сохранять и развивать, и делать это комплексно. Приведу еще один пример — благоустроили Центральный парк, теперь это историко-мемориальный комплекс «Иерусалимская гора». Хорошо получилось, красиво. И построили лестницу, ведущую к нему из центра города — тоже красивую. Но вот стоим мы перед этой лестницей и что наблюдаем? С одной стороны контейнеры, оставшиеся от закрытого китайского рынка, которые владелец никак не может продать, с другой — покосившиеся деревянные дома, не все исторически ценные. Если бы у нас был комплексный план развития, мы бы эту проблему решили».
Где дороги?
Качеством и темпами дорожного ремонта иркутяне редко когда были удовлетворены. Но в этом году негатива оказалось особенно много. Ситуация усугубилась тем, что на ремонт были поставлены несколько важнейших магистралей и объектов, связывающих разные районы друг с другом. В результате город столкнулся с таким редким явлением, как пробки в разгар лета. Представители власти неоднократно выступали с объяснениями: из-за пандемии иркутяне не разъехались по отпускам, а из-за закрытых границ к нам не смогли добраться бригады дорожников, был дефицит рабочих рук. Мэр лично извинялся перед горожанами за неудобства, чего не делали его предшественники. Правда, все это лишь ненамного смягчило общественное недовольство.
На пресс-конференции Руслан Болотов назвал еще ряд причин, повлиявших на сроки и качество дорожного ремонта в этом году.
«Многие годы работа по ремонту дорог не была выстроена системно, не отрабатывались должным образом гарантийные обязательства. В ходе проверок в летний период на многих объектах были претензии к подрядчикам: по несоблюдению СНиП, неоднократному срыву графиков, ненадлежащему межремонтному содержанию дорог. Помимо этого подготовка в 2019 году была проведена не должным образом. Проектно-сметная документация была подготовлена, мягко говоря, некачественно. Большая часть объектов была отдана в руки одного подрядчика и одним лотом, в нарушение антимонопольного законодательства, — перечисляет Руслан Болотов. — Сейчас по данному факту ведется разбирательство».
По словам градоначальника, отношение к вопросу меняется: «Теперь мы реализуем качественно иной подход к дорожному ремонту в Иркутске. Изменения федерального законодательства дают нам возможность четко прописать в конкурсной документации все те требования, которым обязана соответствовать подрядная организация».
Для проверки качества дорожных работ теперь привлекается независимый строительный контроль и специалисты Иркутского областного отделения «Росавтодора». Подрядчикам, на объектах которых стройконтролем были выявлены нарушения, оплата не будет произведена полностью. По подсчитанным объемам, сумма по непринятым работам составляет 41 миллион рублей.
Кроме этого, с подрядчиками, не выполнившими обязательства, была проведена претензионная работа, за каждый день просрочки компаниям начислены пени. В текущем году специалисты проинспектировали объекты, отремонтированные в 2017-2019 годах. В рамках гарантийных обязательств было устранено более 1500 дефектов за счёт средств подрядных организаций.
В следующем году в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» запланирован ремонт 19 участков общей протяженностью 22 км. В частности, начнется капитальный ремонт путепровода через железнодорожные пути на станции Батарейная, улицы Верхняя Набережная. Планируется провести реконструкцию улиц Карбышева и Ушаковской, также будут продолжены работы на улице Баумана и путепроводе по Джамбула. В 2021 году обновится окружная дорога микрорайона Солнечный, а на улице Трактовой запланировано выделение полосы для общественного транспорта.
На логичный вопрос, ждать ли Иркутску повторения транспортного коллапса летом следующего года, четкого ответа не прозвучало. Впрочем, Руслан Болотов дал понять — отношение городских властей к назревшим дорожным вопросам сравнимо с отношением врачей к назревшей хирургической операции. Если надо резать, то без боли не обойтись, но в итоге пациент идет на поправку.
«Было много негатива из-за ремонта моста через Ушаковку, сейчас звучит критика из-за ремонта путепровода в районе улицы Джамбула. Но откладывать ремонт этих объектов было невозможно, иначе могла случиться беда, пострадали бы люди, — уверен в правильности выбранной стратегии мэр. — Одна из главных причин дорожных заторов в Иркутске — очень плотная историческая застройка центра, который сегодня серьезно загружен. Дорожную инфраструктуру нужно глобально пересматривать. Создавать транспортное кольцо так, чтобы в любой район города можно было попасть, не заезжая в центр. Необходима реконструкция Лермонтовского узла, строительство новых ключевых развязок — Западного, Южного и Северного обходов. Всем этим мы будем заниматься».
Праздники не отменяются, они трансформируются
Фейерверка не будет, массовых катаний с горки — тоже. Но город все равно украсят накануне любимых всеми праздников. В сквере имени Кирова к Новому году установят новые светодиодные фигуры. Также главную городскую площадь украсит праздничная иллюминация — «звездное небо».
«Новый год — один из самых любимых праздников в народе. Традиционно его принято отмечать в кругу самых близких и дорогих людей. В этом году и обстоятельства так сложились, что лучше побыть с семьей, — констатирует очевидное для большинства Руслан Болотов. — Сейчас ведется праздничное оформление города. Традиционные ёлки установят в сквере имени Кирова, на острове Конный, заливе Якоби. Там же появятся ледовые фигуры. Тема в этом году — сказочные персонажи. А на Якоби будут установлены фигуры в виде мировых достопримечательностей: Большой театр, Эйфелева башня, Биг-Бен, Сиднейская опера и другие. На Конном будет работать каток».
Резиденция Деда Мороза будет работать в онлайн-формате. С 25 декабря по 7 января ежедневно главный сказочный персонаж страны будет принимать звонки. Для видеообщения с Дедом Морозом нужно позвонить в Viber по номеру: +7 (3952) 503-507.
31 декабря по телевидению и в сети Интернет будут транслировать фильм-концерт «Иркутск, с Новым годом!». Горожане впервые увидят полнометражный фильм в таком формате местного производства.
Не обошли журналисты и тему подготовки к юбилею города в следующем году. Руслан Болотов рассказал, что администрацией Иркутска и муниципальными учреждениями собраны идеи и предложения горожан. Утверждается фирменный стиль 360-летия Иркутска.
Центральное место в череде мероприятий займет историческая составляющая. Во всех школах пройдут уроки об истории Иркутска, состоятся квесты, посвященные людям, событиям и датам нашего города. Кроме того, к юбилею будет подготовлено учебное пособие для школьников разных возрастов — «Иркутсковедение». Оно поможет лучше узнать историю родного города.
Программа празднования разрабатывается с учетом эпидемиологической ситуации: в течение всего года планируются различные форматы событийных мероприятий, которые будут интересны не только горожанам и жителям области, но и туристам из других регионов и стран.
Иркутск — город самодостаточный для посещения
К слову о туристах. Вопрос об этом, заданный журналистами «АН», закрывал пресс-конференцию мэра. Отразились ли на количестве гостей города всевозможные федеральные программы поддержки внутреннего туризма, работавшие в этом году? Планирует ли администрация Иркутска развивать это направление?
К сожалению, цифр и статистических данных на эту тему у мэра под рукой не нашлось. «В следующем году мы подведем итоги и обязательно озвучим», — пообещал градоначальник и пока тезисно объяснил свой взгляд на туристический потенциал Иркутска. Развивать его, по словам Руслана Болотова, необходимо без привязки к мощному бренду Байкала: «Нам есть чем гордиться. Иркутск заслуживает того, чтобы сюда приезжали не просто транзитом, по пути на Байкал. В городе много уникальных мест, которые стоит посетить отдельно. И такие места нужно популяризировать. Этим мы обязательно займемся».
Среди объектов, которые могут быть интересны туристам, мэр отметил Крестовоздвиженскую церковь, которая работала даже в советское время, и куда тогда свозили православные реликвии. Глазковский некрополь — памятник археологии федерального значения, единственный в мире некрополь эпохи палеолита, сохранившийся в центре большого города. Дома декабристов, сначала отбывавших ссылку, а потом оставшихся в Иркутске и во многом определивших наше культурное развитие.
Есть еще один интереснейший момент, на который можно опираться как на уникальную туристическую «фишку»: Иркутск когда-то был форпостом в освоении Востока России и тихоокеанского побережья Америки.
«Назовите мне еще хоть один российский город, который бы управлял Америкой! — восхищен Руслан Болотов. — А ведь это историческая правда. У нас есть уникальные памятники архитектуры, связанные с этими событиями. Как говорят наши историки, это готовый туристический маршрут».
Идея, конечно, не новая. Но вполне жизнеспособная. Идейный градоначальник — это в общем неплохо. Идейный, энергичный и умело приземляющий и воплощающий всё накреативленное — еще лучше. Что ж, цели обозначены. Первые шаги сделаны. Желаем поддерживать верный настрой в себе, в команде и работать без промаха.
Печать