Фото с сайта: wikipedia.org
Муниципальный округ Якиманка стал первым районом Москвы, где местные выборы в 2022 году будут проходить в том числе и по партийным спискам. Это даст возможность партиям, чьи списочники станут депутатами, участвовать в 2024 году в выборах в Мосгордуму (МГД) без сбора подписей. Оппозиционеры надеются, что это кардинально поменяет распределение сил в будущей гордуме. Эксперты полагают, что от новой системы скорее выиграют крупные партии, и опасаются, что власть таким образом хочет отвлечь оппозицию от выборов в Госдуму-2021.
Минюст зарегистрировал решение совета депутатов округа Якиманка (восемь из них избраны от «Яблока», один — от «Единой России») о внесении изменений в устав района. В среду московское «Яблоко» опубликовало этот документ в соцсетях. Согласно поправкам, с 2022 года число депутатов в совете увеличится до 21, при этом десять из них будут избираться по многомандатным округам, а 11 — по партспискам.
Эти изменения мотивировались желанием улучшить работу совета и, в частности, снизить нагрузку на каждого депутата в части кураторства различных объектов (например, депутаты следят за качеством ремонта многоквартирных домов). Но значение поправок выходит за муниципальные рамки, отмечают их инициаторы. «Это позволит партиям, которые пройдут в совет Якиманки в 2022 году, участвовать в выборах в Мосгордуму в 2024 году без сбора подписей. Таким образом, одной препоной для участия кандидатов в выборах в Москве стало меньше»,— пояснил глава Якиманки Андрей Морев («Яблоко»). При этом победившие в Якиманке партии смогут выдвигать своих кандидатов на выборы в МГД в любом округе Москвы, подчеркнул он.
В московском «Яблоке» отметили, что эти поправки в устав муниципальный совет пытался принять на протяжении года, но получить согласие Минюста удалось только со второй попытки. Советы районов Тропарево и Останкино пытались пока лишь увеличить число депутатов, но Минюст не одобрил их предложения «по формальным причинам», добавил господин Морев. Он уверен, что «административный ресурс и дальше будет сопротивляться», в том числе на муниципальных выборах-2022, но принятые изменения в любом случае приведут «к изменению ландшафта выборов в Мосгордуму в 2024 году».
Выборы в МГД проходят по 45 одномандатным округам. Согласно Избирательному кодексу Москвы и федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав», от сбора подписей в поддержку своих кандидатов освобождены партии, которые либо получили на последних выборах в Госдуму не менее 3% голосов, либо имеют в любом муниципальном совете хотя бы одного депутата, прошедшего туда по партсписку. Второе условие в Москве до сих пор выполнить было невозможно, так как все местные депутаты избираются только по мажоритарным округам.
Напомним, муниципальные выборы 2017 года в Москве оказались одними из самых успешных для оппозиции. Из 1,5 тыс. мандатов «Яблоко» получило 176, самовыдвиженцы — 108, КПРФ — 44, «Справедливая Россия» — десять, Партия роста — пять, ЛДПР — четыре, ПАРНАС — два. При этом в семи из 124 районов в местные советы не прошел ни один кандидат от «Единой России», а еще в 25 партия власти не получила большинства.
По итогам выборов 2019 года почти втрое выросло представительство оппозиционеров в МГД. В городской парламент прошли 25 кандидатов, поддержанных мэрией или единороссами, 13 выдвиженцев КПРФ, четверо от «Яблока» и трое от «Справедливой России». При этом избиркомы сняли с выборов несколько десятков независимых кандидатов, что привело к массовым протестам.
Электоральный юрист Роман Смирнов отмечает, что смешение многомандатной и пропорциональной системы используется достаточно редко, поскольку затрудняет подсчет голосов: «Считается, что от этого больше выигрывают крупные партии и представители власти. Из-за сложности такой системы любые ошибки будут играть им на руку». Во многомандатном округе преимущество будет на стороне кандидатов, баллотирующихся организованной группой, а поскольку «наибольшей организацией обладает "Единая Россия", ее шансы тоже повышаются», поясняет эксперт: «Безусловно, здорово, что партии, которые пройдут в Якиманке, получат право не собирать подписи в МГД. Но я сомневаюсь, что многие смогут преодолеть эту непростую схему. Скорее всего, это будут только партии парламентской оппозиции».
Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин предполагает, что власть могла специально «вбросить далекие горизонты прогноза» для оппозиции, чтобы «сместить акценты с процессов, которые будут проходить в 2021 году», включая выборы в Госдуму. «Власть хочет сделать так, чтобы оппозиция неверно распределяла свои ресурсы. К 2022 году власть что-нибудь придумает, пока же ей важно решить вопросы в 2021-м»,— рассуждает эксперт.
Печать