Фото с сайта: wikipedia.org
В понедельник общественный фонд «Еркіндік қанаты» сделал заявление о том, что независимая миссия наблюдателей оказалась самой «тяжелой» и «несправедливой» в истории Казахстана. Они заявили, что наблюдателям чинили препятствия как технического характера, так и провокационного. Часть участников независимой миссии наблюдения 10 января доставляли в РОВД, после конфликтов, спровоцированных другими наблюдателями, отказавшимися предоставлять информацию об организациях, от которых они ведут наблюдение.
«10 января 2021 года прошли одни из самых тяжелых и несправедливых выборов в истории Республики Казахстан. Мы столкнулись с давлением и нарушением права на справедливые выборы и нарушением прав наблюдателей, что показало отношение ЦИК РК к правам человека, гражданским и политическим правам и институту демократических выборов в целом. Наблюдатели столкнулись с провокациями и со стороны наблюдателей других организаций и провокаторов, которые работали совместно с членами избирательных комиссий», – рассказала исполнительный директор фонда «Еркіндік қанаты» Елена Швецова.
Она поблагодарила команду фонда, СМИ, которые предавали огласке случаи нарушений на участках, и самих независимых наблюдателей, отметив, что наблюдателям стали чинить препятствия еще до начала голосования.
Она перечислила почти 20 пунктов, которые составили список нарушений прав наблюдателей. По словам Швецовой, 302 человека прошли тренинги по наблюдению за выборами и были готовы идти на участки, однако в результате ужесточенных требований только 141 человек смог наблюдать выборы 10 января в разных городах Казахстана.
Одним и барьеров оказалось требование ПЦР-тестов для «красной» и «желтой» зон: в некоторых регионах клиники не справлялись с наплывом: «Были задержки по получению ПЦР-тестов. В Атбасаре 11 наблюдателей не смогли попасть на участки. Потому что 7 января был выходной, тесты не делали, но тест может быть использован 3-5 дней, 8 января клиники сказали: «Пожалуйста, приходите, но изготовление – 72 часа». Сами понимаете, 72 часа, это значит, что на участки 10-го мы не успеваем»», – рассказала Елена Швецова.
Также она отметила, что главным ограничением для независимого наблюдения стало требование внести в устав организаций, которые направляли наблюдателей, пункт о наблюдении: «Это существенно сузило список организаций, которые могли осуществлять миссию. В первой половине дня многие наблюдатели просто не могли зайти на участки, мы распечатывали все требующиеся документы, приезжали наши координаторы», – рассказывает Швецова.
Также в числе ограничений она назвала запрет на осуществление фото- и видеосъемки и онлайн-трансляции на участках, это мешало сбору информации. Кроме того, на многих участках председатели избиркомов помещали наблюдателей в так называемые «аквариумы» за пластиковой перегородкой, которые находились далеко от непосредственного места выдачи бюллетеней. Ограничивали передвижение наблюдателей и в случае неповиновения могли спровоцировать удаление независимых активистов.
«В этом году члены избиркомов не предоставляли информацию о количестве проголосовавших на участке, о механизме внесения избирателей в дополнительные списки и о том, какие организации представляют (другие – авт.) наблюдатели. В этом году было очень много наблюдателей на избирательных участках, у которых не было бейджей, мы даже не могли знать, какую организацию они представляют. Они мешали и давили на наших наблюдателей, в конце дня мы стали фиксировать, что эти наблюдатели обращались к председателю избирательной комиссии и говорили, что наблюдатели от «Еркіндік қанаты» мешают, фотографируют и т.д., и вызывали полицию для того, чтобы наших наблюдателей убрать с избирательного участка», – отметила Швецова.
В целом она отметила, что против фонда ведется политика дискредитация в социальных сетях и посредством административных методов с весны прошлого года. Исполнительный директор связала это с работой по подготовке наблюдателей.
Печать