Фото с сайта:
lifetambov.ru
Глава администрации Тамбовской области Александр Никитин на протяжении последних пары лет, кажется, не раз вызывал недовольство у представителей федеральной власти. Его критиковали, в том числе, за срыв сроков строительства социальных объектов, упоминалось его имя и в связи со скандалами вокруг предприятий пищевой промышленности. Рассказывалось и о том, что на фоне пандемии COVID-19, вызвавшей экономический и финансовый кризис, правительство области выделило на гранты для СМИ почти на 60 млн рублей, в то время как медицинские работники региона жаловались на задержки доплат за работу с «коронавирусными» пациентами.
Странная победа
Не исключено, что претензий к Никитину могло быть значительно больше, некоторые политологи предполагали, что он покинет свой пост еще в 2020 году. В числе версий развития событий называлось и то, что Кремль может прохладно отнестись к возможному переизбранию Никитина, однако ему, похоже, удалось убедить федералов в своей состоятельности. Как бы то ни было, в июне прошлого года президент России Владимир Путин пожелал губернатору Тамбовской области удачи на выборах. Удача Никитину, казалось бы, действительно улыбнулась: выборы, состоявшиеся 13 сентября 2020 года, он выиграл с разгромным счетом, набрав более 79 процентов.
Однако оказалось, что с этой оглушительной победой не все так однозначно. По информации издания «7х7», на территориях, где наблюдатели могли контролировать ситуацию (например, в региональной столице), результаты Никитина оказались довольно скромны, но зато в других муниципалитетах (в основном сельских), как иронизируют эксперты, наблюдалась самая настоящая «электоральная Чечня». При этом первый заместитель главы администрации Тамбовской области Олег Иванов, курирующий внутреннюю политику в регионе, заявил, что выборы прошли честно и конкурентно.
Интересным нюансом во всей этой истории стало то, что на выборах в Тамбовскую городскую думу, проходивших одновременно с губернаторскими, победу одержала партия «Родина», получив в местном парламенте 26 мандатов из 36. Олег Иванов заявил, что в этом нет никакой трагедии: речь идет о выборе людей, с которым власти придется жить и работать.
Лидер местного отделения «Родины» Максим Косенков был мэром Тамбова в 2005-2008 годах, однако лишился своего поста из-за уголовного дела по обвинению в превышении должностных полномочий и похищении человека. В 2009 году Косенкова приговорили к 9,5 годам лишения свободы. Его судимость погашена в 2015 году, и еще в течение 15 лет после этого он, согласно действующему законодательству, не имеет права занимать выборные должности. Однако Александр Никитин утвердил его в должности исполняющего обязанности тамбовского градоначальника.
Страсти по конкурсу
По информации источников «Московской газеты», знакомых с ситуацией, после этой странной истории вопросов к Никитину в Кремле, похоже, стало еще больше. Описанные выше события могут свидетельствовать о расколе среди местных элит, что, вероятно, не лучшим образом скажется на итогах предстоящих выборов в Госдуму. Возникли сомнения, что Никитин в полной мере контролирует ситуацию в регионе; якобы ему даже настоятельно порекомендовали готовиться к уходу.
Консолидацию элит накануне важного политического события логично начинать с региональной столицы. Как предположили знакомые с ситуацией источники, объединяющей фигурой – мэром Тамбова – в Москве видели Алексея Плахотникова, экс-депутата Госдумы РФ и действующего главу города Котовска Тамбовской области.
Тамбовский градоначальник избирается конкурсной комиссией, формируемой на паритетных началах. Конкурс проходит в два этапа: вначале комиссия из всего массива кандидатур выбирает двух финалистов, а на втором этапе останавливает выбор уже на одном из них. И если один из финалистов по какой-либо причине отказывается от дальнейшего участия в конкурсе, то процедура признается несостоявшейся со всеми, как говорится, вытекающими. Поэтому логично допустить, что надежность «партнера» в данной ситуации имеет первостепенное значение.
Источники «Московской газеты» рассказали, что у Никитина накануне конкурса якобы состоялся серьезный разговор с федералами, в ходе которого он мог дать обещание содействовать максимально благоприятному прохождению Плахотниковым конкурсных процедур, тем более что ситуация действительно удобная: Косенков в силу бэкграунда не может претендовать на пост мэра без приставки «и. о.», а других политически сопоставимых кандидатов вроде бы не просматривалось. Рассказывают также, что, возможно, Никитину предлагали помощь в подборе «партнера», однако он заверил, что справится.
Заявки на конкурс, помимо Плахотникова, подали шесть кандидатов. Трое из них, по информации источников издания, могли быть креатурами Олега Иванова – первого заместителя главы областной администрации, курирующего внутреннюю политику. Один из кандидатов, Андрей Толмачев, возможно, связан с Максимом Косенковым. Двух других кандидатов, по оценкам некоторых экспертов, вряд ли можно было рассматривать всерьез.
Дальше события разворачивались следующим образом: 20 января 2021 года конкурсная комиссия «зарубила» все кандидатуры, кроме Плахотникова и Толмачева: якобы они подали неполный пакет документов. Претенденты, оставшиеся не у дел, похоже, оказались крайне удивлены таким поворотом: они утверждают, что мол их никто не уведомил об изъянах в документации; напротив, конкурсантов пригласили на заседание комиссии, где попросту поставили перед фактом.
Один их несостоявшихся кандидатов, Илья Андреев, заявлял, что с ним будто бы выходили на связь представители областной администрации и предложили в обмен на некую должность в будущем в определенный момент сняться с конкурса, если возникнет необходимость. Андреев утверждает, что он отказался от предложения.
Перед вторым этапом Толмачев заявил, что градоначальника необходимо избирать на прямых выборах, в то время как конкурс в предлагаемом формате может не учитывать интересов горожан. Что мешало ему высказать свою позицию раньше – вопрос открытый, однако фактом остается то, что Толмачев отказался от дальнейшей борьбы. Плахотников остался в одиночестве, и конкурс был признан несостоявшимся.
Местечковый сепаратизм в маленькой области?
По предположениям источников «Московской газеты», данная ситуация могла вызвать дополнительные вопросы к Никитину со стороны федерального центра. Уместно вспомнить, что Толмачева, внезапно вспомнившего о ценностях прямой демократии, связывают с Максимом Косенковым, которого, в свою очередь, утвердил на посту и. о. главы Тамбова Александр Никитин.
В итоге же городом на правах и. о. по-прежнему руководит Косенков, и в данный момент нет официальной информации о сроках проведения нового конкурса. По предположениям источников издания, он в данной ситуации, скорее, ведет себя как опытный чиновник, который, с одной стороны, пользуется популярностью у населения, а с другой – пытается извлечь пользу из самых неожиданных политических конфигураций, даже из этой странной интриги, весьма напоминающей какой-то местечковый сепаратизм в маленькой области.
Андрей Толмачев, похоже, не в первый раз играет роль «партнера» на выборах мэра Тамбова. Он участвовал в конкурсе в 2017 году, по итогам которого пост занял Сергей Чеботарев, бывший первый заместитель губернатора области, которого связывали с куратором региональной внутренней политики Олегом Ивановым. Также, возможно, предметом изучения со стороны федерального Минюста будет скорость, с которой в декабре 2020 года зарегистрирована областное общественное движение «Народовластие регион 68», руководителем регионального штаба которого значится Толмачев. Интересно, кстати, что ранее тамбовское Управление министерства юстиции возглавлял Александр Турецких, которого также связывают с Ивановым. Позже Турецких был назначен руководителем правового департамента администрации Тамбовской области.
Все происходящее, по мнению источников издания, очень напоминает попытки Никитина всеми силами сохранить за собой кресло главы региона. Складывается впечатление, что консолидации местных элит перед непростыми выборами 2021 года это, не способствует ни в малейшей степени.
Черная метка
У федералов, надо полагать, сформировались вполне определенные суждения о причинах срыва конкурса на должность мэра региональной столицы; высказывается даже мнение, что вопрос с Никитиным можно считать закрытым, и, видимо, в обозримом будущем будут предложены конкретные пути его решения.
Некоторые эксперты предполагают, что определенные имиджевые проблемы у Александра Никитина могли начаться в 2018 году после возбуждения уголовного дела, фигурантом которого стал местный журналист Станислав Савончик. Он опубликовал статью, в которой говорилось о возможной несамостоятельности главы областной администрации и о влиянии на него Олега Иванова. Несмотря на то, что Савончик проходил по делу в качестве свидетеля, у него, как утверждает он сам, проводился обыск, были изъяты ноутбук и телефон. В марте 2019 года, по его словам, уголовное дело было прекращено.
С 19 по 23 января в подмосковном Солнечногорске, в мастерской управления «Сенеж», проходил семинар для вице-губернаторов, отвечающих за внутреннюю политику в регионах. Первый заместитель главы администрации президента РФ Сергей Кириенко сказал во время мероприятия, что оптимальным результатом для партии власти на предстоящих выборах в нижнюю палату парламента будет получение 45 процентов голосов избирателей.
Как рассказали источники, знакомые с ситуацией, на семинар якобы не был приглашен Олег Иванов (напомним, именно он курирует в регионе внутреннюю политику) и никто из команды Никитина, что скорее может свидетельствовать об исключении этих регионалов из кремлёвского пула.
Вполне вероятно, что в ближайшее время Александр Никитин станет объектом серьезной критики федеральных СМИ. Ему могут припомнить все: и данные некогда обещания, и неудачи при реализации нацпроектов, и коррупционные скандалы с участием первых лиц региона. К его первому заму Олегу Иванову, помимо всего прочего, могут возникнуть вопросы правового характера. В этой связи высказываются довольно смелые прогнозы о количестве дней, в течение которых глава региона и его заместитель будут оставаться на своих постах…
Печать