КПРФ объявила себя третьей силой в контексте нынешней «борьбы между Путиным и Навальным». В партии проявились разные мнения относительно выступлений 23 января – например, есть высказывания в таком духе, что на улицу вышли сторонники майдана. Радикальная часть левых выступает за перехват протестной повестки у либералов, но официальная верхушка партии к этому, похоже, не готова. Например, «НГ» выяснила, что большинство обкомов КПРФ в тех регионах, где полиция жестко задерживала митингующих, так и не осудили действия властей. Коммунисты осторожно начинают анонсировать традиционную всероссийскую акцию 23 февраля, где будет и лозунг против репрессий, но не уточняют, что они будут делать в случае отказа.
По информации «НГ», первую в этом году всероссийскую акцию КПРФ готовит на День защитника Отечества. То есть не отходит от своих традиций даже в преддверии выборов в Госдуму. Однако помимо социально-экономических требований и социалистических лозунгов планируется высказаться против политических преследований. Впрочем, есть данные, что защищать коммунисты будут в основном своих активистов.
В самой партии есть разные точки зрения на события 23 января. Однако все без исключения руководители высказываются в том духе, что КПРФ не может встать ни на чью сторону в конфликте между властью и Навальным. В принципе радикальная часть левых, осуждая «полицейский произвол», предлагает попытаться перехватить у либералов общеоппозиционную повестку. За это уже выступил, например, лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов: «Мы предлагаем нашим союзникам, в первую очередь КПРФ, оперативно выработать совместную тактику действий в условиях нарастания политического кризиса в стране. А также уже в ближайшей перспективе провести объединительный форум Левопатриотического народного фронта, на котором мы должны представить обществу единую команду ярких лидеров, которая пойдет на выборы. Наша задача – не выступать в качестве бесправной массовки на уличных акциях, организованных компрадорами, а формировать свою повестку под социалистическими лозунгами, самим проводить мирные протестные мероприятия или единой командой перехватывать инициативу на мероприятиях либералов».
Напомним, что ряд отделений КПРФ высказалась в защиту протестующих. Скажем, глава московского горкома Валерий Рашкин заявил по итогам 23 января, что «антинародные реформы привели к ускоренному разрушению авторитета первых лиц государства и рейтингов правящей партии, но режим фактически дает понять о своем отказе от ведения диалога с обществом, от решения острых проблем страны и народа». Однако Рашкин призвал людей идти на улицу только под красными знаменами. О неприятии левыми буржуазной программы Навального заявил и первый секретарь иркутского обкома Сергей Левченко. Но он высказал поддержку протестующим против незаконного уголовного преследования этого оппозиционера.
Как выяснила «НГ», остальные обкомы в тех регионах, где прошли наиболее жесткие стычки навальнистов с полицией и было по максимуму задержанных, уклонились даже от высказывания какого-либо осуждения. Хотя, например, среди задержанных во Владимире были помощники депутатов фракции КПРФ в Заксобрании. В Волгограде полиция 23 января задержала и депутата Волгоградской гордумы от КПРФ Илью Кравченко, он был оштрафован судом на 10 тыс. руб.
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов пояснил, что левые позиционируют себя в качестве третьей силы «в этой искусственной дихотомии: партия власти – Навальный». Он считает, что КПРФ сейчас атакуют, с одной стороны, «охранители», требующие встать на сторону системы и прекратить критиковать власть в условиях давления Запада, а с другой – либералы, которые пытаются перетянуть к себе протестный актив.
Зампред ЦК КПРФ Дмитрий Новиков пояснил «НГ»: «Мы – политическая сила со своей программой, образом будущего и повесткой дня. У либералов – это реформы через майданизацию страны, перераспределение полномочий внутри олигархической власти. КПРФ, выступая за трудовые и социальные права, не выбирает между протестующими и теми, кто протест хочет погасить, поэтому не готова примкнуть ни к одной из сторон». Однако, по его словам, «КПРФ никогда не сидит в стороне, сочетает борьбу парламентскую и непарламентскую». Новиков отметил, что Ленин 100 лет назад действительно использовал буржуазную революцию для преобразования в социалистическую, но эта задача уже решена, а партия сейчас решает другую – возвращение страны на социалистический путь.
Зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин сказал «НГ», что «вмешиваться в противостояние представителей либерального лагеря было бы ошибкой». Он отметил, что большинство вышедших на акции протеста были не за Навального, а за справедливость и социально-экономические права. Так что КПРФ разделяет протестующих и лидеров протеста, проявляет солидарность именно с гражданами и приглашает их на акцию протеста 23 февраля. Там партия выступит, в частности, и против политических преследований. Правда, Афонин в качестве фигурантов таковых перечислил только левых активистов.
Президент Российской ассоциации политических консультантов
Алексей Куртов полагает, что «вся думская оппозиция ошарашена субботними акциями протеста и не знает, как реагировать, но молчанием эти партии выдают свою слабость». Так что позиция Удальцова политически более эффективна, чем осторожность его старших товарищей. По словам эксперта, КПРФ оказалась в затруднительном положении, когда осудить протест – это потерять очки, поддержать его – автоматически стать нарушителем договоренностей с властью. Эта неудобная позиция точно не способствует наращиванию электората, подчеркнул Куртов.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заметил, что «перехватывать протестную повестку КПРФ не пыталась и раньше». Он согласен, что в партии есть две группы: более радикальная и традиционалистская – это верхушка во главе с Зюгановым. «КПРФ не может просто так взять и поддержать протесты, поскольку это нарушает договор с властью, по которому все парламентские партии должны быть сдерживающим фактором. Если они «отморозятся», то утратят поддержку Кремля. Но КПРФ хочет и капитал приобрести, и невинность соблюсти. Поэтому одна часть работает с общеоппозиционным электоратом, наращивает рейтинг, симпатию и поддержку недовольных горожан, другая часть партии работает с властью. КПРФ рассчитывает получить по максимуму протестную ренту, но при этом борется не за умы и сердца, а за мандаты», – заметил Калачев. По его мнению, Ленин счел бы такую позицию оппортунистской. Калачев подчеркнул, что КПРФ потому и объявила себя третьей силой: если отвернуться от протестующих, можно потерять общеоппозиционый электорат, а если рассориться с властью, то лишиться лицензии на Госдуму. «Как кратковременная тактика это может сработать, но как долговременная – вряд ли», – полагает эксперт.
Печать