Фото с сайта: wikipedia.org
Политический обозреватель Андрей Вовк специально для «PolitBook» подводит итоги минувшего года и дает прогнозы на год наступивший.
– В политическом отношении в прошлом году произошло несколько важных событий, – я не ставлю их по степени важности, просто перечисляю. Первое из таких событий – это смена мэра Нижнего Новгорода и его команды. Пришел Юрий Шалабаев, совершенно другой по типажу человек, чем Владимир Панов, больше именно экономист и финансист. Если раньше больше ждали нового градоначальника-хозяйственника, то теперь пришел экономист и финансист. И это для Нижнего Новгорода нечто новое.
Новый мэр совершенно не старается вступиться в политику, не «перетягивает на себя одеяло», и мы сейчас видим некую дружбу города и области, какой она была в некие ранние времена. Это – первое из важных событий 2020 года.
Другое важное событие-2020 – это, безусловно, выборы в нижегородскую городскую Думу, в нижегородский городской парламент. Они важны не столько как сами выборы: сами кандидаты, которые были избраны, важны как показатели общественных настроений и самого политического поля. Политическое поле у нас сейчас стабильное, спокойное, можно сказать – жестко зачищенное, это кому как больше нравится.
Было видно, что на каких-то избирательных округах партия власти и оппозиция имели какие-то договоренности, пусть это было нигде не прописано, но какие-то устные договоренности могли быть. Какие-то округа кому-то отдавались. Никакой особенной борьбы не было, и не было никаких жестких кампаний, как это было в 2015 году. Хорошо это или плохо?
Наверное, для общества в целом это не плохо, потому что было меньше конфликтов, а для местного самоуправления в целом – не очень хорошо, потому что было меньше конкуренции. Еще одно событие – это аресты в Нижнем Новгороде. Аресты крупных игроков, бизнесменов, олигархов, которые имели раньше серьезное влияние на нижегородскую политику. Видно, что они постепенно, системно выжимаются из политического поля, в котором все более заметными становятся общественники, чем представители каких-то экономических групп.
Наверное, нужно назвать среди важных событий самоубийство Ирины Славиной, но оценивать его нужно по большому счету не через месяц, два, три. Осмысление этого события произойдет, может быть, не раньше, чем через год. Но, безусловно, оно сдвинуло какие-то ориентиры нижегородского политического сообщества. Все стало другим.
Ну и, наверное, одним из главных политических итогов года является выстраивание вертикали власти под губернатора Глеба Никитина. Это нормально, что такая вертикаль должна быть, но сейчас она стала особенно явной и заметной.
Что касается текущего года, то у нас большой цикл – выборы и в Законодательное собрание, и в Государственную Думу. Я думаю, что интрига на этих выборах будет минимально и шансы у представителей оппозиции будут только там, где будет заявлены достаочно слабые кандидаты от «Единой России». Будет голосование партиям. Тут возможны неожиданности, потому что есть протест, придут новые молодые партии. Но я не думаю, что сильно пропорционально изменится партийное представительство в Законодательном собрании или Госдуме. А что касается одномандатных округов, то придет обновление, придут молодые кандидаты, придут общественники, а старая гвардия будет постепенно уходить на покой.
- Если говорить более конкретно о выборах в Государственную Думу: ждут ли нас новые фамилии? Будет ли состав представителей от Нижегородской области в российском парламенте совершенно новым?
- Я бы не сказал, что нас ждет много новых фамилий. Я бы сказал, что большая часть депутатов, которые сейчас представляют Нижегородскую область в Государственной Думе, сохранятся. Я уверен в Сватковском, Булавинове, Назарова и Москвин, если они пойдут на выборы, то выиграют. Никонов, если будет участвовать в выборах по спискам, тоже пройдет. Блоцкий от списка КПРФ выиграет тоже.
Поэтому обновления особого не будет.
- Есть мнение, что нижегородский регион определен для того, чтобы стать одним из центров оппозиционной активности в стране в 2021 году перед выборами в Государственную Думу. Ожидаете ли вы всплеска оппозиционной активности в нижегородском регионе на протяжении месяцев до выборов в Госдуму?
- Если Нижний Новгород определен таким городом оппозиционной активности, – это вполне логично, потому что протест должен быть сосредоточен в крупных городах, в мегаполисах, и Нижний входит в их число. К тому же у нас исторически существует оппозиционное наследие Бориса Немцова, плюс к тому город у нас – интеллигентный, а это всегда – протест.
Но даже в той акции, которая прошла в прошлую субботу, я не вижу какого-то народного протеста. Понятно, что там была какая-то группа активистов, но по сути новых лиц к этому не особенно и добавляется.
Понятно, что можно ждать чего угодно, но я не вижу особых поводов для протеста в нашем регионе.
- То есть ситуация в Нижнем Новгороде будет той же, что и в целом по России?
- Да, я думаю, так оно и будет.
- Возвращаясь к выборам в городскую Думу: люди отнеслись к ним достаточно безразлично. Не будет ли такой же ситуация и на выборах в Государственную Думу?
- Была низкая явка, да. Конкуренции, в отличие от того же 2015 года, на этих выборах практически не было. А на выборах в Государственную Думу ожидаемый интерес гораздо более повышен. Там даже не важна конкуренция в округах и так далее. На прошлых выборах в Госдуму явка была 44 %. Думаю, что на будущих выборах явка будет не более 40 %.
- Есть некая ставка со стороны партии власти не на чиновников, а на общественников, представителей различных общественных движений. Сыграет ли это свою роль? Повысится ли в результате такой ставки интерес к выборам?
– Сложно сказать. Запрос на обновление своих представителей во власти у жителей есть. Вопрос в том, удовлетворяет ли этот запрос привлечение в ряды кандидатов из числа общественников?
Способно ли удовлетворить этот запрос такое привлечение общественников, вместо бизнесменов?
Я думаю, что нет.
Беседовал Сергей Пудов
Печать