Фото с сайта:
president-sovet.ru
Ситуацию с массовыми задержаниями и арестами на акциях в поддержку Алексея Навального обсудил на сегодняшнем заседании президентский Совет по правам человека.
Встреча была плановая — правозащитники намеревались поговорить о российском суде по правам человека, о чём их ранее попросил Владимир Путин (поручения президента были сделаны после его декабрьской встречи с СПЧ). Но вторым ключевым вопросом стала оценка действий полиции и росгвардейцев на акциях 23 марта, 31 марта и 2 февраля, после суда над Навальным.
По итогам четырёхчасовой online-дискуссии члены совета договорились подготовить доклад о незаконных задержаниях и избиениях протестующих и журналистов, недопущении адвокатов к задержанным и другим злоупотреблениям со стороны силовых органов. Об этом рассказала «Открытым медиа» член СПЧ Екатерина Винокурова.
Доклад будет представлен на встрече с руководством МВД, которая ожидается в ближайшие недели. По словам члена СПЧ Николая Сванидзе, в докладе особое место будет уделено деятельности адвокатов и журналистов. Сванидзе также подчеркнул, что СПЧ в очередной раз призовёт власть и оппозицию чаще согласовывать акции и митинги. «Сейчас и та, и другая сторона, не демонстрирует особого интереса к согласованию акций, что приводит к разгонам протестующих», — сказал Сванидзе.
По словам Винокуровой, в доклад войдут случаи нарушения прав во время акций протеста в защиту Алексея Навального в российских регионах 23, 31 января и 2 февраля. Как рассказал ОМ член СПЧ Александр Верховский, для подготовки доклада и изучения ситуации решено создать рабочую группу. Но вот какой будет тональность итогового заявления — трудно сказать, уточнил Верховский, поскольку во время заседания были высказаны совершенно различные точки зрения. В чём была суть разногласий, собеседник ОМ не уточнил: заседание было закрытым для прессы.
После митингов 23 января глава СПЧ Валерий Фадеев сказал, что не видит серьёзных нарушений со стороны правоохранителей, но после более жёстких задержаний, в том числе освещавших акции журналистов, 31 января председатель Совета выразил намерения обратиться к правоохранителям и обсудить эту ситуацию. Он признал, что «есть небольшие издержки» в работе стражей порядка. Но его коллеги по СПЧ видели эту ситуацию совсем иначе. «Это полное беззаконие, все протоколы, которые оформлялись в такой обстановке, должны быть признаны ничтожными, они не имеют юридической силы, потому что составлены с нарушением процедуры», — сказал ОМ Игорь Каляпин.
СПЧ также планирует провести встречи с журналистами в российских регионах, первая из которых пройдёт в Санкт-Петербурге (где были особо жёсткие задержания представителей прессы), сообщила ОМ Винокурова. Члены СПЧ сошлись во мнении, что недавние акции протеста сторонников Навального показали, что в Петербурге вопрос безопасности журналистов стоит наиболее остро.
Член СПЧ Игорь Борисов говорит, что предметом дискуссии стал в том числе сам формат документа — он, например, был за то, чтобы не выступать с заявлением, а сделать в профильной группе разбор наиболее проблемных моментов и сформулировать по этому поводу рекомендации. Но было принято компромиссное решение: СПЧ выразит озабоченность текущей ситуацией, но это будет не политическое заявление, подчеркивает он. «Мы для себя выделили около 10 направлений — чем озабочены и над чем будет работать», объясняет Борисов, в их числе — вопрос о том, могут ли считаться несанкционированные акции мирными собраниями и где проходит водораздел между этими понятиями.
СПЧ также озабочен задержаниями журналистов и статусом наблюдателей на таких акциях, недопуском адвокатов к задержанным, условиями их содержания, а также по каким базам проводится опознание участников митингов и на каких основаниях они функционируют. В одном члены СПЧ совершенно солидарны, добавляет Борисов: конкретные случаи нарушения правопорядка, вне зависимости от того, кем они были допущены, должны быть расследованы. «Мы пришли к мнению, что здесь необходимо проводить встречи с руководством МВД, Росгвардии и, может быть еще с личным составом», заключает он.
Печать