В истории с закрытием украинских телеканалов «112», NewsOne и ZIK, которое произошло в соответствии с указом президента Владимира Зеленского, к настоящему моменту прояснилось уже практически все.
Во-первых, уже можно констатировать, что никаких доказательств обвинений, ставших поводом для указа президента, нет не только у обычных граждан, но и у президентской фракции «Слуги народа». Некие доказательства обнаружил только министр внутренних дел Арсен Аваков, но показывать их никому не хочет. Скорее всего, потому, что эти доказательства убедительны только для него.
Во-вторых, стало окончательно ясно, что помощи в защите свободы слова со стороны Запада ожидать не стоит. Группа послов «Большой семерки» выдала Владимиру Зеленскому индульгенцию на репрессии против СМИ. Хотя уже сейчас очевидно, что история с санкциями против Тараса Козака и его телеканалов та же, что и с санкциями против Виктора Януковича и его команды: в 2014-м их ввели, поверив украинской власти, а потом отменяли по очереди, пока не отменили вообще все из-за отсутствия доказательств.
В-третьих, Верховный суд сообщил о двух исках, которыми указ президента обжалован. Однако телеканалы заявляют, что никакой иск не подавали и что происходящее — технология власти с целью сорвать настоящее разбирательство. Телеканалы заявляют, что собираются подавать иск в Верховный суд и когда это произойдет, то сообщат отдельно.
В-четвертых, оппозиция определилась со своей стратегией борьбы: она начинает сбор подписей за импичмент президента. Понятно, что речь идет не о юридической, а о политической акции, но даже сама по себе она актуализирует вопрос о досрочной отставке Зеленского. И если сейчас ее хотят, судя по соцопросам, около 50% украинцев, то вскоре эта цифра может значительно вырасти.
Как сообщало EADaily, 2 февраля президент Украины Владимир Зеленский ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) о применении санкций против телеканалов «112 Украина», ZIK и NewsOne.
Позднее глава украинского государства назвал свои действия «борьбой за правду» и заявил, что Украина таким образом «решительно поддерживает свободу слова».
Телеканалы назвали санкции «политической расправой над неугодными СМИ» и пообещали бороться за право быть в эфире. Глава Национального союза журналистов Украины Сергей Томиленко счел действия властей «наступлением на свободу слова, лишением права на информацию большого числа украинцев».
Печать