Фото с сайта: pixabay.com
Сторонники Алексея Навального празднуют первую победу своей новой тактики отказа от серийных протестов в пользу многофакторного давления на власть. Когда 6 февраля руководство Петербурга из-за одних лишь разговоров в соцсетях о возможной акции на несколько часов наглухо перекрыло центр города, то стало понятно, что возгласы о «сливе навальнистов» – это самоуспокоение властей. При этом быстро развернулся и транзит несогласных к выборной повестке, что показала атака на Григория Явлинского. Основатель «Яблока» в очередной раз раскритиковал Навального, но его тут же поставили в ситуацию «кто не с нами, тот против нас». Однако о потенциале дальнейшей большевизации оппозиции говорит не столько борьба за лидерство, сколько отказ обсуждать и согласовывать общие позиции и по противостоянию режиму, и по направлениям дальнейшего развития страны.
Показательно, что питерское начальство так и не смогло дать гражданам вразумительный ответ, на основании какой информации днем в субботу был перекрыт центр города, а главное, кто принял это странное решение и кому теперь за него отвечать. Напомним, что глухая блокировка одного лишь Невского проспекта обеспечила транспортный коллапс. Дошло до того, что людям пришлось пробираться по своим делам по льду Фонтанки. 7 февраля оборона от неведомого противника продолжилась. И опять никакого разумного объяснения не последовало.
В соцсетях охранительный ажиотаж в Северной столице объясняют некими сообщениями о возможных акциях сторонников Навального 6-го, а затем и 7 января. На официальных ресурсах штаба оппозиционера никакой подобной информации не было. Напомним, что еще 4 февраля координатор штабов Навального Леонид Волков объявил о том, что, поскольку протест дошел до высокой ноты, именно на этом уровне его и решено прекратить. А точнее, использовать набранный темп и драйв для перехода к тактике многофакторного политического давления на власть – прежде всего в контексте предстоящей избирательной кампании.
Очевидно, что питерская история – это первая победа такой тактики, показавшая, что рассуждения госпропаганды о «сливе протеста» ввиду его откровенной малочисленности – это некий самогипноз власти, которая на самом деле ожидает продолжения уличных выступлений. Однако те действия, которыми она на угрозу отвечает, открывают дорогу для бесчисленных случаев сетевого троллинга. Возможно, скоро возникнет что-то вроде «звонков о минировании», которые можно считать фейками, но не реагировать на которые нельзя. События в Петербурге, кстати, точно получат продолжение в виде флешмоба – подачи множества заявлений в суд на ущерб от действий власти.
Очередной же суд над Навальным – за клевету на ветерана войны, – несмотря на, мягко говоря, странные высказывания главного несогласного всея Руси, тем не менее привел к очередному успеху оппозиционера.
Таковым видится срочный перенос процесса после того, как выяснилось, что было фальсифицировано то ли заявление пострадавшего, то ли все это дело. Так что власть поступит умно, если вообще замотает дальнейшие заседания данного суда.
Тем более что пока силовики выстраиваются на улицах, чтобы ни в коем случае не допустить появления там каких-то людей, напоминающих навальнистов, те на такой бой и не собираются идти. Напомним, что Волков призвал сторонников Навального активнее подключаться к продвижению «умного голосования» (УМГ). Эта система консолидированной поддержки наиболее проходных оппозиционных кандидатов должна обеспечить сплошное поражение в одномандатных округах представителей «Единой России». Ранее одной из главных платформ УМГ считалось «Яблоко». Но теперь Волков дал понять, что возможны варианты выборов и без участия этой партии.
Все дело в том, что Явлинский посмел в очередной раз опубликовать свое давнишнее мнение о Навальном: «Политическое направление Навального – это популизм и национализм... Демократическая Россия, уважение к человеку, свобода, жизнь без страха и без репрессий несовместимы с политикой Навального. Это принципиально разные направления». «Навальный как единоличный вождь ориентирован только на себя и уничтожает любые наметки на коалиции», – также заявил Явлинский в своей объемной статье, которая не могла появиться в эти дни как-то случайно.
Таким образом, в стане несистемной оппозиции явно наметилась тенденция на дальнейшую большевизацию, к которой объективно подталкивает черно-белая картина мира – «За или против Путина» – и обретение навальнистами морального превосходства в связи с посадкой их лидера. Рост непримиримости разных оппозиционных сил еще можно было бы объяснить приближающимися выборами, если бы не демонстративный отказ именно обсуждать, а не декларировать единые подходы к борьбе с властью, а главное – пути вывода страны на другие пути развития. «НГ» попросила экспертов посмотреть на цепочку последних событий именно под таким углом зрения, а также оценить, кто кого пока переигрывает – навальнисты власть или наоборот.
Президент Российской ассоциации политических консультантов
Алексей Куртов пояснил «НГ», что «в политике прав тот, у кого больше вариантов действий, поэтому оппозиция и команда Навального явно переигрывают власть». Эксперт подчеркнул, что размежевание внутри либеральной оппозиции вполне естественно: «Навальнисты не говорят, а действуют, а яблочники почти 30 лет говорят практически одно и то же о том, что им не дали сделать так, как надо». Он согласился, что многое у навальнистов делается по заветам большевиков: политика – это искусство момента, позицию следует высказывать тогда, когда она становится актуальна, следует выждать момент и только тогда поднимать свой флаг. «Команда Навального восстанавливает лозунг «кто не с нами, тот против нас», но это не большевизм, а нормальная политика. Навальнисты претендуют на безусловное лидерство, имея на это моральное право», – отметил Куртов.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал «НГ», что с точки зрения политтехнологии действия навальнистов правильны: приостановив акции протеста, она приняли очевидное решение выходить на парламентскую кампанию. События же в Петербурге только продемонстрировали правоту расчета навальнистов и страхи власти. При этом Макаркин подчеркнул, что навальнисты взяли явное лидерство в протестной повестке, так что высказывания Явлинского прозвучали явно не ко времени: «Видимо, яблочники увидели это и попытались перехватить повестку, но пока это дало обратный результат. Но яблочники удара не испугались: приближаются выборы, где у навальнистов не будет своего списка, а у «Яблока» он явно будет. Поэтому интрига сохраняется – за кого призовут голосовать в УМГ». А то, что произошла большевизация части навальнистов, то это верно, но не всех, хотя если осенью все-таки будут вспоминать эту статью Явлинкого и призывать голосовать за парламентские партии, «тогда это уже будет большевизм».
Глава Политической экспертной группы
Константин Калачев подтвердил «НГ» правильность тактика навальнистов: «Разумнее было перейти к выборной повестке, пока оппозиция задает тон, а к акциям вернуться весной-летом при регистрации кандидатов или даже осенью по итогам выборов. Инсинуации, что «слили протест», всегда были и будут, но настроения общества качнулись в сторону несогласных». Калачев уверен, что хотя в строгом смысле большевизация протеста не произошла, появился некий социал-дарвинизм среди несогласных. «Опыт показывает, что наша старая оппозиция просто физически не может объединиться, вот навальнисты, видимо, и решили создать новую, которая будет более дееспособна», – заметил он. Он согласился, что на вооружение навальнистами взяты некоторые принципы из прошлого – «размежеваться, чтобы потом объединиться» и «кто не с нами, тот против нас». При этом Калачев заметил, что большевики были в итоге весьма успешны.
Печать