В этом году пройдет две крупные выборные кампании – губернаторская и депутатов в Госдуму. Лидеры оппозиционных партий видят риски в муниципальном фильтре, власть и эксперты – в несогласованных акциях протеста, которые бьют по системе и “раскачивают лодку под названием “стабильность”.
Мы спросили лидеров парламентских партий и экспертов о рисках и перспективах нынешнего политсезона.
Президент ульяновского общественного Фонда «РАПИР», член Общественной палаты региона Дмитрий ТРАВКИН:– Общественно-политическая ситуация характеризуется высоким уровнем динамизма, настроение очень подвижное. С одной стороны, это безусловный риск, а с другой – возможности: люди нуждаются в защите своих интересов, сейчас жизнь не назовешь простой и легкой. Одной из тенденций будет бОльшая персонификация. Наблюдали, что не важен партийный флаг, а важна личность для решения проблем. Думаю, такая тенденция будет перенесена на физические лица, мажоритариев в округах Госдумы. Избиратели будут искать защитника и неравнодушного человека.
Что по губернаторским выборам. По моим наблюдениям, выборы состоятся по консервативному сценарию. Понятно, что любой давно стоящий у руля человек вызывает определенную усталость. Но, на самом деле, это не будет критическим фактором в принятии электоральных решений со стороны избирателей. Многое будет зависеть от того, как сложится управление у Морозова с февраля по сентябрь, как он покажет способность оставаться в повестке. Любой другой кандидат гипотетически не имеет столько времени, чтобы решать проблемы региона. Нужно прийти и делать быстро. В этом плане Морозов обладает уникальными компетенциями. Например, не каждый регион может похвастаться решением по строительству ковид-госпиталя.
Вспомним выборы в Заксобрание 2018 года. В Ульяновске девять избирательных округов, “Единая Россия” победила в двух. Люди проголосовали за представителей других партий. Спустя 2,5 года я этих депутатов не знаю, да и не только я. Раньше депутаты хоть открытки присылали, приходили, как говорится, лицом поторговать. Шашечки или ехать – вопрос вечный. Жизнь стала сложнее.
Про риски. Выборы – тяжелая конкурентная борьба в правовом поле. Избирательное законодательство очень жесткое – там, как в ПДД, отслеживается каждый шаг. Риском этого сезона может быть то, что борьба выйдет за рамки правового поля, я говорю про публичные несогласованные акции. Риски любой системы – действия неполитическими методами. Второй риск связан с признанием итогов выборов легитимными. Началась арт-подготовка, за 9 месяцев до выборов уже в телеграм-каналах кричат, что выборы будут нелегитимными. Идет целенаправленная бездоказательная работа, хотя кампания еще не стартовала.
Руководитель “Политической экспертной группы” Константин КАЛАЧЕВ (Москва):– Поскольку Беспалова стала партийным куратором области, можно предположить, что с большой вероятностью у Сергея Ивановича Морозова срок эксплуатации в качестве губернатора подошел к концу. Для меня было честью с ним работать, когда он был на подъёме и играл роль драйвера развития региона. С тех пор много воды утекло. Полагаю, что у ЕР в области рейтинг близкий к среднероссийским 32 процентам. Думаю, что у Куринного все шансы переизбраться. Хотя и на старуху бывает поруха. Судьба второго округа мне неведома. Я принципиально не наблюдаю за Ульяновском. Нельзя два раза войти в одну и ту же реку. Ульяновская область моя вторая любовь. А потому – разошлись, так разошлись. Риски кампании зависят от того, будет новый и.о или старый губернатор. Самое простое для коммунистов – построить кампанию на контрпозиционировании по отношению к Морозову. С новым и.о. придется менять стратегию.
Вице-спикер ЗСО, руководитель реготделения “Единой России” Василий ГВОЗДЕВ:– В текущей ситуации любому кандидату будет непросто. Если говорить от ЕР, то очень надеюсь, что губернатор Сергей Морозов выдвинет свою кандидатуру с учетом своего накопленного опыта. Нельзя не учитывать как риск накопленную усталость. Но в плюс Сергею Ивановичу идет огромное количество реальных проектов, дел, которые выполнены с 2005 года и которые видны невооруженным взглядом. Уверен, что в случае выдвижения все риски в этой части преодолеем, и если население поддержит, дальше будем развивать Ульяновскую область.
Что касается новых кандидатов, то, конечно, им априори будет сложнее демонстрировать результаты, потому что их нет. И кандидаты будут строить свою кампанию на неких обещаниях, критике других кандидатов, и здесь я вижу это как слабую сторону любого нового кандидата. Сегодня людям нужна стабильность в работе, перспективы. Мы прошли самый тяжелый 2020 год и сейчас идем на улучшение – все это видят. В самый сложный год показали реальные результаты: мост строится, новый лицей в Заволжье сдали, вчера ФОК открыли в Чердаклах, три бассейна только в Ульяновске строятся в этом году и тд.- это все реальные объекты.
Я политик “старый”, депутат с 1997 года. Мне все те силы, которые в России и Ульяновской области раскачивают, понятны и вызывают только улыбки. Эти силы рассчитывают на молодежь, которая не помнит 90-х, нулевых. Им по 18 лет. К сожалению, рассчитывая на них, раскачивают лодку под названием “стабильность”. Но основная масса людей среднего возраста и тем более старшего поколения все это четко видит, и абсолютное большинство на это не ведется. Хорошо, что эти организаторы выявляются и им дается соответствующая оценка. Всегда находились люди, которые хотели революции. Мы в этой части “битые” люди. Этот риск есть, но с нашей точки зрения он некритичный. Вспомните 2020 год: что делали оппоненты у Обелиска? Две недели бойкотировали. И что получилось? Вот они раздували протест, в Димитровграде раздували протест, и они проиграли. Поэтому это конкретные доказательства того, что мы работаем с каждым конкретным человеком. Вот до вашего звонка я обзванивал своих людей в округе – у меня сегодня 15 именинников – каждому позвонил, проблемы записал, получил от них 10 новых поручений. Люди это видят и ценят.
Вице-спикер ЗСО, лидер фракции КПРФ Айрат ГИБАТДИНОВ:– Сейчас мы наблюдаем определенный накал в обществе, много очагов и в регионе, и в стране: Шиес, Башкирия и тд. Этот сезон с 2020 годом сравнивать не стоит – тогда люди на выборы просто не пошли, хотя что только власть не использовала. Народ не видит, что депутаты Гордумы могут что-то решить в их жизни, напротив, есть определенные надежды на кампании в Госдуму и губернаторскую. Для партии власти риски могут быть в том, что может не сработать административный ресурс. Сейчас есть повышенный запрос на справедливость. Думаю, у наших кандидатов есть большие шансы – региональное отделение и представители активно работают с населением. По ощущениям со встреч с избирателями в районах области, у нас очень большой процент поддержки [какой, Гибатдинов назвать не смог – прим.ред.]. Думаю, что избиратель, нацеленный на КПРФ, придет, вопрос, как в этих условиях партия мобилизуется, потому что есть проблема упавшего доверия к выборам. Людям вбили, что выборы – без выбора, ходите – не ходите, все равно сделают как нужно. Тут задача нашей партии, что на выборы ходить надо. Сейчас первичные организации дают свои предложения по кандидатам, в мае должны список сформировать. Это Куринный, звучит моя фамилия, Кузина, Хакимова. В части губернаторской кампании у кандидатов вижу риск муниципального фильтра.
Депутат Госдумы РФ от партии ЛДПР Сергей МАРИНИН:– Если говорить о выборах губернатора, то у кандидатов безусловно могут возникнуть сложности с преодолением муниципального фильтра. Уже есть много примеров, где различные кандидаты от оппозиционных партий не смогли набрать необходимого количества подписей местных депутатов. Говоря о выборах в Государственную Думу, хочу сказать, что трёхдневное голосование доставит немало сложностей кандидатам от оппозиции, ввиду большой сложности контроля за выборами. В целом мы видим ухудшение жизни подавляющего большинства населения, массу не решаемых годами проблем и запрос на сменяемость власти. Поэтому выборы будут сложными, многое будет зависеть от явки и от активности кандидатов. ЛДПР будет участвовать в обеих кампаниях и будет бороться за победу. По кандидатам все будет известно в марте.
Печать