Как выяснила «НГ», к 15 февраля КПРФ во многих регионах получила отказ в согласовании акции 23 февраля. Заявки удовлетворены примерно в 15 городах, причем по большей части это не столицы субъектов РФ. По некоторым данным, лидер КПРФ Геннадий Зюганов попытается договориться о разрешениях на уровне администрации президента. Штаб протестных действий разрабатывает тактику, но в целом левые готовы обойтись встречами избирателей с депутатами и пикетами. Эксперты считают, что со стороны власти тотальные запреты будут выглядеть признанием за КПРФ статуса главной оппозиционной силы.
По информации «НГ», на вечер 15 февраля была запланирована встреча Зюганова с руководством администрации президента.
Судя по всему, речь идет о подготовке к встрече Владимира Путина с лидерами думских фракций 17 февраля.
Однако в партии считают, что Зюганов на Старой площади жестко выскажется и по запретам коммунистам митинговать 23 февраля. Пока субъекты РФ в основном выносят им отказы в связи с действующими ковид-ограничениями.
И это уже создает для власти неприятные ситуации. Например, вопиющий с точки зрения КПРФ случай произошел в Вологодской области, когда в крупных ее городах левым не было позволено ничего как минимум до 1 марта. При этом в КПРФ возмутились, что 13 февраля по всей области прошли соревнования в рамках спортивного мероприятия «Лыжня России», в которых приняли участие несколько тысяч человек. Практически повсеместно среди организаторов забега оказались потенциальные кандидаты в Заксобрание от «Единой России».
По данным «НГ», официальный отказ пришел из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Ярославля, Тюмени, Владивостока, Уфы, Томска и множества других городов. Пока точно есть немногим более десятка согласований, еще полдесятка – в потенциале, однако региональных столиц среди них немного. При этом, по наблюдениям «НГ», даже в самый разгар эпидемии КПРФ регулярно согласовывали небольшие митинги и демонстрации в разных регионах. По словам Зюганова, «запрещать мероприятия 23 февраля могут только провокаторы, которые подыгрывают навальнятине».
Депутат Госдумы Валерий Рашкин сообщил «НГ», что представители некоторых реготделений звонили ему за советом, что делать в условиях глухих отказов. «Мы решили пока, что проведем везде акции в формате встречи с депутатами, это согласования не требует», – пояснил Рашкин. В Москве такая встреча пройдет, как и планировалось, на Театральной площади. Пока, по его сведениям, переговоры в регионах с местными властями ведутся, но результатов мало, так что не исключены иски в суды. «Чиновники говорят, что это якобы мы провоцируем напряжение, провоцируем риски заражения. Хотя в одной столице каждый день в метро 5 млн человек, работают рестораны, кафе, кинотеатры и театры, дискотеки. А акции протеста почему-то запрещают. Такими темпами и до выборов в Госдуму могут запрет сохранить. Хотя мы надеемся переломить ситуацию», – заявил «НГ» Рашкин.
Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев сообщил, что таких глухих запретов раньше никогда не было, поэтому сейчас создается прецедент, когда у КПРФ хотят забрать улицу. По его мнению, сейчас тотальный запрет связан с тем, что, во-первых, на праздник по традиции даже в провинции могут выйти не десятки, а сотни человек, во-вторых, возмущение и протестные настроения в обществе растут. «Наверное, власти боятся, что если разрешить митинги, то придут все, кто против власти, акциями КПРФ могут воспользоваться разные люди и силы для выражения своего недовольства, которое есть и политикой, и социально-экономической ситуацией. Власть это увидела после январских акций 23 и 31-го числа», – предположил он.
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов пояснил «НГ»: «Очевидно, что сейчас власть боится любой уличной активности – что от системной партии, что от несистемной. В митингах Кремлю видится угроза, потому что это ключевой момент для активизации протестной энергии, разлитой в обществе. Власть пытается смыть ее в канализацию, не дать КПРФ аккумулировать общепротестные настроения».
Президент Российской ассоциации политических консультантов
Алексей Куртов полагает, что власть не хочет создавать прецедент легального уличного протеста: «Запрет следует потому, что иначе пришлось бы объяснять, почему кому-то можно устраивать акции, а кому-то – нельзя». По его мнению, выводить людей на несанкционированные акции было бы опасным для КПРФ, она попала бы в ту же ловушку, что и навальнисты.
Глава Политической экспертной группы
Константин Калачев пояснил «НГ»: «Фактически власть признала КПРФ главной протестной силой, которая может представлять угрозу на выборах в Госдуму. Акции могли бы стать точкой входа в предвыборную кампанию. Логика понятна: власть не хочет увеличивать возможности оппозиционной партии, КПРФ могла бы стать бенефициаром протестных настроений, да и запрос на левый поворот сейчас силен в обществе». Он подтвердил предположение: власти опасаются, что легальными митингами КПРФ могут воспользоваться другие структуры, например навальнисты. Встречи с депутатами – это хороший выход из ситуации, потому что КПРФ и в таком виде оставляет за собой улицу, это получается единственная из оппозиционных партий, которая может раскрутить протестную повестку и собрать народ. При этом, считает Калачев, КПРФ для успешной кампании следовало бы ужесточить риторику в отношении партии власти: «Кампания контрпозиционирования всегда приводит к успеху, надо раскрутить тему уличных акций, сделав акцент на антагонизме с ЕР, которой почему-то позволяются массовые мероприятия».
Печать