Фото с сайта: wikipedia.org
В преддверии масштабных избирательных кампаний 2021 года в ХМАО-Югре резко обострилась ситуация в региональном отделении КПРФ. Партию, претендующую на роль главной оппозиционной силы в автономии, на протяжении последних лет сотрясают скандалы и конфликты, а целые отделения открыто выражают недоверие первому секретарю окркома, депутату думы ХМАО Алексею Савинцеву. Для парламентария наступает критически важный момент. Февральская отчетно-выборная конференция, которая пройдет в Ханты-Мансийске, становится для пока действующего лидера «красного лагеря» определяющей в контексте сохранения контроля над подчиненными. О причинах раскола в реготделении, растущем противостоянии рядовых коммунистов и группы Савинцева, а также шансах на возвращение «золотых времен» 2012-2015 годов – в материале УралПолит.Ru.
22 февраля в столице Югры запланировано проведение отчетно-выборной конференции регионального отделения КПРФ. Как отмечают собеседники издания на местах, несмотря на попытки создания иллюзии активной работы и внешнего благополучия, недоверие к лидеру – Алексею Савинцеву – растет «не по дням, а по часам», а основной целью парламентария и приближенных к нему партийцев станет сохранение влияния в преддверии выборов в окружную думу.
Растущему недовольству в местных отделениях партруководство намерено противопоставить поддержку из Москвы. Примечательно, что на многочисленные обращения с мест к первым лицам партии о «системных злоупотреблениях, самоуправстве, разгоне нелояльных отделений, манипуляциях с денежными средствами», приписываемых руководству КПРФ ХМАО, из столицы, как правило, следуют либо невнятные объяснения и обещания «разобраться», либо же и вовсе молчание. По словам собеседников издания в партии, это способно сказаться самым негативным образом на статусе компартии в Югре уже в самое ближайшее время.
«Влияние партии в округе и поддержка избирателей падает. ЛДПР оттеснила КПРФ с места главной оппозиционной партии округа», – отмечают партийцы в месткомах.
Оппоненты руководства окружного комитета обращают внимание, что до 2010 года активность коммунистов в автономии была невысокой. В январе 2011 года при поддержке ЦК КПРФ был избран новый состав партийного подразделения в Югре во главе с Виктором Валеевым, который смог оживить работу. Пиком стали 2012-2015 годы. В этот период партия смогла провести своего представителя на пост главы Советского (Алексея Савинцева), а также свыше 40 депутатов местных дум и глав поселений. Впрочем, «золотой период» был недолгим.
В 2016 году лидером КПРФ в ХМАО стал Савинцев. Такой выбор был обусловлен начавшимся кризисом, и он воспринимался как компромиссная фигура, даже несмотря на провальное руководство Советским. Однако экс-мэр сумел основательно закрепиться на посту лидера реготделения, и, как отмечают в партии, конференция 2018 года, по сути, уже преследовала цель сохранения власти. Против руководства КПРФ в Югре выступил целый ряд отделений. Однако их удалось отсечь от участия в мероприятии. Тогда конференция прошла в Югорске, то есть, фактически рядом с «вотчиной» Савинцева, в 700 километрах от «проблемного» Сургута и в более чем тысяче – от еще более оппозиционного Нижневартовска. Мандаты не приехавших были переданы, по выражению собеседников издания, «марионеткам руководства окркома из Советского и Югорска».
17 сентября прошлого года, то есть, спустя несколько дней после Единого дня голосования, президиум ЦК КПРФ подвел его итоги, а также принял постановление, касающееся следующих кампаний, в том числе, в Госдуму. В документе, среди прочего, говорится о задачах по удвоению численности партийных рядов.
«Эта задача в ХМАО выполнена не будет. Более того, в окружной организации идет постоянное снижение численности. Ее пытаются сохранить за счет подтасовки статистики, создания фиктивных отделений и приема «мертвых душ». Но и при этом число членов КПРФ в округе падает. Если в 2014 году в ХМАО по результатам сверки было 670 коммунистов, то сейчас даже с «мертвыми душами» в ней числится 512 человек. Потеряли четверть людей.
Даже в «родной» для Савинцева парторганизации Советского численность коммунистов остается на уровне 35 человек уже много лет подряд. Хотя ежегодно рапортуют о приеме новых членов», – информирует собеседник издания, близкий к руководству реготделения.
Как иллюстрацию происходящего в Югре, источники приводят результаты последних избирательных кампаний. В «красном лагере» до сих пор вспоминают провал на выборах мэра Советского. Тогда Савинцев, понимая, что в городе он непопулярен, предпочел получить мандат депутата парламента ХМАО, а его протеже выборы проиграл. Резко сократилось и представительство партийцев в думе «города советской власти» – с 10 до четырех.
Большинство последующих кампаний «красные» также не могут занести себе в актив. Если рассматривать выборы 2020 года, то, по статистике, увеличить свое представительство удалось только в Мегионе, причем без помощи окркома. Сократилось оно даже в Советском. Кандидаты массово снимались с выборов в Покачах и Радужном, где предыдущее местное отделение было фактически развалено. Был потерян и пост главы поселка Сытомино в Сургутском районе. Всю подготовку к выборам партию преследовали внутренние конфликты, а наибольшую активность оппозиция Савинцева проявляла в Нижневартовском и Сургутском районах. В конце минувшего года резонансный скандал был зафиксирован и в Урае, где из партии с нарушением Устава и норм исключили второго секретаря горотделения Павла Вербицкого.
Примечательно, что жалобы руководству КПРФ в лице Геннадия Зюганова и Юрия Афонина фактически остались без ответа. Идеолог регионального отделения Владимир Мирский ранее в беседе с УралПолит.Ru заявил, что «внутрипартийные конфликты не помешают проведению избирательной кампании», хотя, по мнению многих коммунистов и политологов они могут оказать решающее влияние.
Негативное влияние на ситуацию оказывают и другие факторы. Помимо снижения численности партрядов, в отличие от ряда соседних регионов, к минимуму сведена протестная деятельность, в организации которой окрком никакого участия не принимает. Сайт местного отделения, по словам самих пользователей, «благодаря Мирскому застрял в каменном веке интернета», присутствие представителей партии на местных телеканалах практически равно нулю «из-за практикуемой ими вялой повестки». Взносы падают с каждым годом.
Оппозиция Савинцева и его окружения указывает, что к избирательной кампании 2021 года региональное отделение подходит полностью неготовым.
«Все усилия посвящены сохранения контроля над составами бюро, окружкома и делегатов на окружную отчетно-выборную конференцию. Особенно на конференцию 2021 года, за которой последует конференция по выдвижению кандидатов в депутаты окружной думы. Главные средства для достижения необходимого результата: подкуп руководителей малых парторганизаций за счет ставок ЦК, запугивание несогласных, вплоть до исключения из партии с грубейшими нарушениями Устава, создание фиктивных местных партийных отделений, как, например, в Лангепасе и Белоярском районе, фактически рейдерский захват местного отделения в Радужном, где 16 местных коммунистов были «заменены»18-ю представителями одной из кавказских диаспор, якобы принятых в партию, проведение фиктивных, практически без участия местных коммунистов, отчетно-выборных конференций, как в Березовском районе», – перечисляют в партийных отделениях на местах.
Обращают внимание собеседники издания и на «качество» партийных кадров в округе. Среди них, к примеру, встречаются лица, имеющие судимости, в том числе, за хищения собственности, а также ранее исключавшиеся из партии за дестабилизацию внутренней ситуации, но каким-то образом восстановленные в других регионах. Есть и просто «декоративные» руководители в тех же Когалыме и Покачах, где отделения больше похожи на «семейные посиделки» или «кружки по интересам».
При этом материальное положение руководства регионального отделения разительно отличается от рядовых партийцев, которым деньги на деятельность «дотекают почти пересыхающим ручейком».
«По данным декларации депутат окрдумы Савинцев получает более 5 миллионов рублей в год. Как депутаты Государственной думы. При этом окружной парламент проводит одно заседание в месяц примерно за три часа. Жена Савинцева декларировала в 2019 году доход в размере 8,2 миллионов. Каждый депутат имеет безналичный депутатский фонд в 8 миллионов в год. Давно выстроена система откатов за распределение фонда, что позволяет повышать свое благосостояние. В целом, три депутата думы ХМАО из фракции КПРФ, включая одного беспартийного, за четыре года получили в свое распоряжение в виде средств депутатских фондов свыше 100 миллионов рублей. Нет никаких данных о том, как эти средства были использованы», – информируют партийцы.
Сложившаяся ситуация, по оценкам собеседников агентства, «фактически гарантирует провал кампаний 2021 года и утрату статуса главной оппозиционной партии». Как отмечают в КПРФ ХМАО, «немалая часть пока остающихся в ней членов деморализована, особенно на фоне безразличного отношения Москвы». Что касается организации кампании, то «не исключено, что сам Савинцев, как уже бывало раньше, в самый ее разгар вновь уедет куда-то из региона, отключив телефон».
«Вопрос, за что голосовать на конференции. За дальнейший упадок? Или избрать нового секретаря, который, возможно, сумеет наладить партийную работу и подготовить отделение к выборам? Полагаю, что такие люди в нем есть. В противном случае, результат будет отрицательным, выборы будут проиграны, и в конечном итоге, отделение вообще может полностью развалиться в течение ближайших трех-четырех лет», – высказывает свои суждения член КРК Нижневартовского района Татьяна Чукаева.
По мнению ее коллег, одной из фигур, способных дать партии импульс на региональном уровне, мог бы стать Виктор Валеев, фактически отстраненный от руководства после избрания Алексея Савинцева. С его именем связывают подъем «красных» в первой половине 2010-х годов. Однако неизвестно, насколько сам бывший персек был бы готов взяться за эту работу. Сам он давно избегает каких-либо публичных высказываний.
Тем временем в политологическом сообществе, изучая ситуацию с перманентными конфликтами в региональном отделении, не строят иллюзий относительно грядущих результатов партии на выборах 2021 года.
«В настоящее время электоральная ситуация, конечно, динамическая. Но структурных стрессов на этом поле не наблюдается. Новых игроков не появилось, если не считать обновившейся конфигурации «Справедливой России». Если же брать региональную специфику, то заметно, что на место лидеров оппозиции все более выдвигается ЛДПР. Особенно это заметно в западной части Югры. Борьба за второе место станет одной из основных интриг. Внутренние распри в КПРФ, в свою очередь, никак не ведут к усилению позиций. И даже сама повестка конференции, как мы полагаем, будет сведена не к стратегическим и организационным вопросам, а к тому, кто будет главный», – отмечает политолог Андрей Шуклин.
«Такая войнушка приведет к расколу. Если нынешние боссы сохранят существующий статус-кво, не исключено, что часть партийцев просто отколется и уведет за собой адептов, как по партийной линии, так и электоральные силы, поскольку сейчас голосуют не только за партийный бренд, но и за людей. И не исключено, что уйдут они в ту же ЛДПР. И тогда после выборов встанет вопрос о самом существовании отделения КПРФ в ХМАО», – прогнозируют эксперты
Печать