Вакцинация, смена власти в США, цифровой диктат и уровень жизни населения. Эти четыре темы являются ключевыми с точки зрения вызовов, которые ставит 2021 год перед Россией, считает сенатор от Пермского края, глава комиссии СФ по информационной политике Алексей Пушков:
«Есть вызовы общие для всего мира и специфические для России. К общечеловеческим вызовам, в первую очередь, отнесу способность эффективно провести вакцинацию населения. В наступившем году задача уже не в том, чтобы спасаться от коронавирусной инфекции, а в том, чтобы через вакцинацию выйти из непростой эпидемиологической ситуации. Она, кстати, постепенно улучшается. По сравнению с декабрем, ежедневное число вновь заболевших в России снизилось вдвое. Сказываются принятые меры профилактики и, конечно же, стартовавшая вакцинация. Она «изымает» из числа потенциальных жертв инфекции все новые и новые группы населения.
К значимым российским вызовам 2021 года я отнесу смену администрации в США. Это не просто замена одних персоналий другими, а серьезные перемены в мировой политике. Дональд Трамп видел главную угрозу для США в растущей политический и экономической мощи Китая. Да, при Трампе вводились санкции против России, но этим были в первую очередь озабочены Конгресс и спецслужбы, а не президентская администрация. Новая администрация, наоборот, видит в Китае конкурента, а в России – врага. Разница в подходах ощутимая: с конкурентами можно разговаривать, а с врагами вряд ли можно работать над нормализацией отношений.
По сути, внешняя политика США возвращается к наследию Барака Обамы, при котором Джо Байден был вице-президентом. Пока не ясно, с какой степенью противостояния мы столкнемся, но, очевидно, оно пойдет по нарастающей, в характерном для Демократической партии американцев русле, когда давление осуществляется под предлогом защиты прав человека. Так было в 2011 году, когда госсекретарь Хиллари Клинтон критиковала и осуждала итоги выборов в Госдуму РФ и делала заявления, которые подталкивали «болотное движение.
Новый вектор во внешней политике уже задан попытками оказать давление на Россию в связи с делом Навального. Между тем, на время правления администрации Байдена в России придутся и думские, и президентские выборы. В такой ситуации внутренняя политика России может стать одной из ключевых тем внешней политики США, особенно в части поощрения некоторых внутрироссийских процессов. Как это делается, мы видели на Украине и в Белоруссии.
Третий вызов – диктатура глобальных соцсетей. Они посчитали, что вправе диктовать, каких взглядов должны придерживаться люди. В угоду одной политической силе Твиттер взял и блокировал подписчикам – 88 миллионам американцев – доступ к информации от президента страны. Многие соцсети перестали быть пассивным транслятором информации, они блокируют мнения и оценки, не вписывающиеся в доминирующую идеологию правящих кругов США, а оставляют лишь то, что не ставит под вопрос эту идеологию. Поэтому они превращаются в информационное оружие.
Это серьезный глобальный вызов, с которым разбираются не только в России, но и в Евросоюзе, Великобритании, Австралии. Можем ли мы позволить глобальным интернет-компаниям подменять своими внутрикорпоративными решениями национальное законодательство? Как быть? Блокировать тот же YouTube? Но у него 90 миллионов российских подписчиков. Для многих из них этот видеосервис необходим в профессиональном плане.
Реакция на этот вызов должна быть комплексной. С одной стороны – развитие российских цифровых ресурсов. Яндекс позволяет нам обойтись без Google, потому что на российский поисковик в нашей стране приходится 48 % поисковых запросов. Теоретически ВКонтакте и Одноклассники – альтернатива Facebook. Слабее позиции в видеохостинге. Но в перспективе RuTube может стать альтернативой для YouTube.
С другой стороны – совершенствование законодательства. Уже принят закон в отношении соцсетей, блокирующих по политическим мотивам российские информационные ресурсы. При отказе разблокировать они могут столкнуться с замедлением трафика и, в самом крайнем случае, с блокировкой. Чтобы наша реакция была более гибкой, эти меры дополнятся системой штрафов до 3 млн рублей. Думаю, что сумма могла быть выше, но и это будет служить демонстрацией серьезности наших намерений.
И, наконец, важнейший вызов для наших властей – задача обеспечить рост благосостояния и уровня жизни россиян. 2020 год запомнился кризисом, спровоцированным пандемией. Выход из пандемии за счет вакцинации должен сопровождаться ростом экономики. Многие потеряли работу, накопления, оказались на грани краха. Государство должно весной и летом предпринять серьезные усилия, чтобы придать экономике новый импульс и сделать все, чтобы улучшить социальное положение граждан. Это – ключевая задача».
Печать