В нынешнем феврале в Ил Тумэне прошли два совещания о будущем устройстве парламентаризма в Якутии, сообщает ТайгаПост. Законодательная инициатива о реформе Госсобрания должна быть сформирована уже в марте. Один из участников рассказал ТайгаПост, каким видит будущее и во сколько оно обойдется бюджету.
Народный депутат Якутии Виктор ФЕДОРОВ — один из тех, кто на протяжении ряда лет методично выступает за реформирование Ил Тумэна. 24 декабря 2020 года в своем Послании глава республики Айсен НИКОЛАЕВ четко определил: Якутии нужен новый парламент, способный более эффективно реагировать на вызовы времени.
И в феврале профильный комитет по госстроительству и законодательству Алексея ЕРЕМЕЕВА провел два расширенных совещания, на которых были выработаны рекомендации обновления. Своими мыслями с ТайгаПост поделился депутат Виктор ФЕДОРОВ. Инженер-кибернетик по образованию математически разложил новую модель якутского парламента. За основу взял два постулата: рост эффективности работы при сохранении расходов на содержание Ил Тумэна.
Справка ТайгаПост:
Госсобрание РС (Я) (Ил Тумэн) состоит из 70 народных депутатов. В 90-е годы он был двухпалатным, ныне однопалатный, но количество нардепов не менялось. В предыдущем V созыве числились 13 постоянных комитетов и комиссии, в нынешнем – 15. Количество депутатов, работающих на постоянной основе, при этом увеличилось с 17 до 19 человек.
Виктор ФЕДОРОВ, народный депутат Якутии:
— Согласно Посланию главы республики будущий обновленный Ил Тумэн должен стать профессиональным. Ни для кого не секрет, что при нынешней организации работы парламента мы зачастую не успеваем обсудить и дать заключение на многие законопроекты, поступающие из федеральных органов власти. Элементарно не укладываемся в сроки, если они попадают между пленарными заседаниями. А потом удивляемся и сокрушаемся, что Госдума принимает законы, ущемляющие интересы республики, хотя мы даже не сумели их обсудить и выразить собственную позицию.
Как отметил Ил Дархан, нынешний Ил Тумэн плетется в хвосте федеральной и даже республиканской повестки, являясь не локомотивом развития, а лишь тщетно пытаясь за ним угнаться. Профессиональный парламент позволит оперативно собираться на пленарные заседания и своевременно принимать решения.
Профессиональный парламент не означает, что все депутаты должны работать в нем на постоянной основе. Достаточно, чтобы их было больше 50%, необходимых для принятия решений. Те, кто считают, что все 70 нардепов должны ежедневно работать в Ил Тумэне, не представляют, как трудно будет найти 70 профессионалов. Зарплаты в Госсобрании не такие великие и сомневаюсь, что руководители предприятий, известные общественные деятели поспешат сменить профиль. Значит, в Ил Тумэн пойдут люди с низкими доходами, с большой долей вероятности не обладающие необходимой компетенцией. Думаю, не просто будет найти и 35 депутатов-постоянников, соответствующих требованиям, которые ставятся перед Госсобранием.
Другой вопрос: как добиться увеличения эффективности при сохранении финансирования? Согласно расчетам расходы на выполнение функций народного депутата, осуществляющего деятельность на постоянной основе, составляет 5,3 млн рублей. Если будет 35 депутатов-постоянников (сегодня 19), увеличение сметы составит порядка 90 млн рублей. Чтобы не допустить роста расходов Ил Тумэна, потребуется сократить аппарат старших референтов на 60 человек или на 45%. Цифра весьма внушительная. Это, скорее всего, приведет к невозможности организации эффективной работы аппарата Государственного Собрания.
При структуре Госсобрания, состоящего из 25 народных депутатов на постоянной основе, смета расходов на них вырастет на 33 млн рублей в год. Следовательно, необходимо сокращение 22 старших референтов (на 16%). Референты выполняют важную роль, и нужно сохранить баланс между ними и депутатами, чтобы работа не встала.
Думаю, 25 постоянников – это оптимальное число. Если мы говорим о профессиональном парламенте, где большинство народных депутатов работает на постоянной основе, значит, будущий Ил Тумэн должен иметь численность менее 50 избранников – такая математика.
— Виктор Николаевич, сегодня в республике сформированы 35 избирательных округов по выборам депутатов Ил Тумэна. Противники реформы говорят о том, что сокращение нардепов приведет к сокращению количества округов, соответственно сократится представительство жителей.
— Думаю, сегодняшние 35 – это оптимальное количество одномандатных округов при существующей численности избирателей в республике порядка 650 тысяч человек. По федеральному закону Ил Тумэн может состоять из 25-70 депутатов. Сегодня парламент Якутии сформирован по верхней границе. Численность депутатов можно сокращать. Но их однозначно должно быть не менее 35-ти, чтобы представительство было сохранено.
— Предположим, будущий VII созыв Ил Тумэна станет профессиональным. И будет собираться по каждому поводу, когда нужно дать заключение на федеральный законопроект или обсудить республиканскую повестку. Не погрязнет ли он в бесконечных заседаниях, когда не будет времени на разработку собственных законодательных инициатив?
— В 2020 году в Ил Тумэн поступило 602 законопроекта из Совета Государственной Думы. Как правило, срок предоставления отзывов составлял 30 дней. Исключением был лишь законопроект по внесению изменений в Конституцию, где срок для отзыва давался один день. После принятия Госдумой законопроекта в первом чтении он опять направляется в субъекты для внесения поправок. Всего за год их было 302, срок предоставления поправок составлял 15 или 30 дней.
С учетом графика работы Государственной Думы нам достаточно проводить одно пленарное заседание Ил Тумэна в первой декаде месяца. В июле и декабре перед каникулами нужно собираться на дополнительные заседания. Математика показывает, что в год нужно проводить 13-15 пленарных заседаний Ил Тумэна. В 2020-м их было 11, в предыдущие годы – в среднем восемь. То есть, сегодня мы работаем практически в необходимой повестке с учетом того, что лишь процентов 30 поступающих законопроектов имеют отношение к республике и требуют нашего заключения.
— Так, может, реформа и не нужна, если мы уже практически в повестке? А то депутатам из районов в Якутске, работающим на постоянной основе, придется жилье предоставлять – опять расходы.
— У Ил Тумэна в его нынешнем формате нет мобильности. Профессиональный парламент, безусловно, повысит оперативность принятия решений. Что касается жилья, то сегодня по факту в Ил Тумэне 68 депутатов, 49 из них постоянно проживают в Якутске. Если же кто-то из района захочет работать в Ил Тумэне на постоянной основе, не думаю, что парламент должен предоставлять ему квартиру. Депутатский мандат – это не пропуск в рай, а прежде всего ответственность, во всяком случае, так должно быть. Какие-то варианты по аренде жилья на условиях софинансирования рассмотреть можно будет, но опять же не в элитных квадратных метрах.
— А если нам вернуться к двухпалатному парламенту, как было при первом президенте республики Михаиле Николаеве?
— Если мы говорим об увеличении эффективности работы Ил Тумэна, то двухпалатный парламент эту проблему не решает. Решение нижней палаты не будет легитимным без утверждения верхней, а, значит, мы опять упремся в сроки. А вот структуру комитетов пересмотреть стоит. Когда мы обсуждали этот вопрос на совещании рабочей группы, пришли к общему мнению: количество постоянных комитетов должно быть сокращено. Нужно сказать прямо: некоторые комитеты искусственно формируются под конкретного человека, вопросы их ведения пересекаются. А статус мандатной и регламентной комиссии необходимо довести до комитета.
Руководство парламента должно составлять четыре-пять человек. При этом два основных комитета – по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации, а также госстроительству и законодательству – должны возглавлять депутаты в ранге заместителя председателя Ил Тумэна. Остальные комитеты — порядка десяти с четким разделением полномочий.
— Оппоненты заявляют, что сокращение общего числа депутатов и увеличение квоты постоянников приведет к большей управляемости Ил Тумэна со стороны исполнительной власти…
— А что, нынешний Ил Тумэн при 70 депутатах часто шел вразрез с мнением исполнительной власти? Дело здесь не в количестве, а в качественном составе народных избранников. Влияние на депутатов идет по двум каналам. С постоянниками, которых сегодня единицы, работают правительство и руководство парламента. Если мы увеличиваем количество постоянников, с ними будет сложнее договариваться. И второй канал – по партийной линии. Планируется, что только 25% депутатов будут избираться по партийным спискам, и 75% — по одномандатным округам. Тем самым уменьшится влияние партий.
— Виктор Николаевич, депутаты Ил Тумэна любят себя называть народными, даже в законе прописали, что они такие. И реформу вроде запланировали ради интересов народа. Но по факту опять что-то решают на своих рабочих совещаниях, наверняка под контролем Ил Дархана. А где сам народ, его мнение?
— Безусловно, нам нужно широкое обсуждение инициативы. В начале марта намерен провести дискуссионную площадку, на которой будут обсуждены поступившие предложения с выработкой рекомендаций Госсобранию. Свои инициативы прошу направлять моему помощнику по электронной почте mareypush@mail.ru или на сайте iltumen.ru в разделе «интернет-приемная» в мой адрес. Сегодня еще нет рецепта, каким должен стать Ил Тумэн. Его депутаты избраны народом, и пусть народ скажет, как им работать.
Печать