Фото с сайта: pixabay.com
После 2020 года путешествия для большинства из нас — снова роскошь, а не стиль жизни. Одни по-новому исследуют давно знакомые места вроде Подмосковья или Турции, другие стремятся в далекие, но открытые для туристов уголки. Одно из таких направлений — Северный полюс. О том, как собираться в экспедицию в Арктику и вообще зачем это нужно, когда есть теплые моря, — в материале РИА Новости.
Поездки на Северный полюс вовсе не бюджетные, да и направление это «не для всех». Чем же привлекают путешественников Северный Ледовитый океан и экстремальные холода?
«Туры на вершину мира набирали популярность, но в этом сезоне интерес к ним еще больше. Одна из причин — не нужно пересекать границы, экспедиция начинается и заканчивается в Мурманске», — поясняет Николай Савельев, основатель компании, которая организует поездки в Антарктиду, Арктику и на Северный полюс.
Сезон достаточно короткий: «У круизов, а именно это самый ненапряжный способ попасть в эти края, — июль и август. Иначе ледокол не пройдет», — уточняет почетный полярник России Виктор Боярский, который тоже организует туры, но через Шпицберген.
Чтобы совершить путешествие в Арктику, не нужна хорошая физическая подготовка. «Ехать можно всем, кто в состоянии подняться пешком на четвертый этаж», — объясняет экспедиционный лидер Анна Эрдман. Берут и детей (от шести лет), и пожилых. По словам Савельева, одному из самых возрастных путешественников, которых он отправлял на Северный полюс, было 90 лет.
Планируются круизы, как указывает руководитель Центра арктического туризма Тимофей Рогожин, сильно заранее. Девяносто процентов мест на ледоколы раскупают за год до отправления.
По словам Боярского, плюсы таких экспедиций — условия четырехзвездочного отеля и возможность всегда уйти в теплую каюту. Однако, признается он, «летом выглядит Арктика скучно: сплошные облака и мокрый снег с дождем».
Если хочется увидеть Арктику во всей красе, то это экспедиции на лыжах, которые проходят в апреле. «Не все готовы выдержать такое испытание холодом. Утром в палатке температура может опуститься до минус 30 градусов. И стоят такие путешествия от 45 тысяч евро», — говорит Виктор Боярский. Решаются в основном состоятельные любители экстрима.
Поездка на Северный полюс — вообще удовольствие недешевое, и сэкономить особо не получится. Савельев, занимающийся крупными турами, рассказывает, из чего складывается цена круизов — 30 тысяч долларов.
Во-первых, очень дорого зафрахтовать атомный ледокол. «Во-вторых, в такие места люди попадают крайне редко, обычно раз в жизни, так что впечатлений нужно по максимуму. Включаем в программу, например, обзорные полеты на вертолете над нашим кораблем, посещение островов Земли Франца-Иосифа», — перечисляет он.
Кроме того, «экспедиционная, отельная и ресторанная команды, а также сотрудники национального парка «Русская Арктика» — это еще 50 человек в дополнение к 100 членам экипажа». По словам Рогожина, едут в основном иностранцы. «Российских туристов, думаю, не больше пяти процентов, часто основной язык в путешествии — английский», — отмечает он.
Неочевидный плюс таких поездок — нетворкинг. Среди попутчиков случайных людей, как правило, не бывает, так что это еще и способ завести полезные знакомства.
«Мне кажется, полюс — такое место, где надо побыть наедине с мыслями, а не устраивать танцы с бубнами. Но пассажиров ледокола развлекают по полной программе», — говорит Виктор Боярский. Светская жизнь на борту расписана по минутам: концерты, экскурсии к капитану, лекции гляциологов, геологов, биологов, историков, барбекю на снегу.
Кульминация — Северный полюс, заветная точка, 90 градусов северной широты. Так как она перемещается, задача гида — «поймать» ее, указать группе, куда бежать, чтобы успеть сделать фото. Доходит до курьезов.
«На мостике есть главный GPS, по которому ориентируется капитан. И как-то в круизе один итальянец со своим гаджетом, который показывал немного по-другому, обвинил нас в обмане», — вспоминает Боярский.
Экспедиции на Северный полюс на лыжах, а тем более на атомном ледоколе, можно назвать экотуризмом: такие суда не выбрасывают в атмосферу выхлопные газы и не загрязняют воду нефтепродуктами.
«Отдельный аттракцион — просто выйти на открытую палубу и наблюдать, как 75 тысяч лошадиных сил атомного ледокола прокладывают путь к вершине мира. Вот корабль надавил на толщу льда, пошли трещины — и глыба высотой с трехэтажный дом становится стеной», — делится впечатлениями Савельев.
Есть и вариант «по-быстрому» добраться до вершины мира — вертолетные туры. Но их как раз сложно назвать экологичными. Чтобы разбить временный лагерь «Барнео» на 89 градусах северной широты, задействуют огромное количество техники. Самолеты доставляют фуры со снаряжением и питанием, работает бульдозер — его, когда дело сделано, просто смывает в океан.
Как подготовиться к поездке на Северный полюс? «Большинство вещей, которые потребуются в круизе, наверняка у вас уже есть, — говорит экспедиционный лидер Анна Эрдман. — Одевайтесь как на горнолыжную трассу: непромокаемые штаны, трекинговые ботинки, флис, солнечные очки».
Перед поездкой она советует пересмотреть советские фильмы «Два капитана», «Красная палатка». А из книг — «Фрам» в Полярном море» Фритьофа Нансена, «На Юг, к Земле Франца-Иосифа» Велериана Альбанова или «Опасная работа. Арктические дневники» Артура Конана Дойля. Если правильно подготовиться, экспедиция — совершенно безопасное мероприятие, уверяет Эрдман. Правда, важно помнить о крайней удаленности от цивилизации: в этом и есть специфика такого путешествия. Так что лучше проверить здоровье перед выездом.
Другой возможный форс-мажор — неожиданная встреча с белым медведем. Анна вспоминает, что однажды зверь пришел на льдину на запах жареного мяса, как раз в разгар праздника в честь покорения Северного полюса. И «немного скорректировал программу». Всех пассажиров экстренно вернули на борт.
Кроме этого хищника, можно увидеть и сфотографировать моржей, тюленей, песцов, более 15 видов морских птиц, а если повезет — то и нарвалов, гренландских китов и белух.
Есть и фанаты этого сурового направления, которые возвращаются по несколько раз. Места те же, но эмоции совершенно другие. «Ни один круиз не похож на предыдущий: ведь это настоящая экспедиция, где реальный маршрут задают погода и ледовая обстановка», — подчеркивает Савельев.
«Один из наших пассажиров, который был на Вершине мира несколько раз, как-то сказал: «Что может быть более величественным? Дальше — только космос», — добавляет он.
Печать