Фото с сайта: wikipedia.org
Камчатка — далекая и загадочная. Владимир Солодов губернатор Камчатки родом из Москвы и переехал на полуостров совсем недавно — с апреля 2020 он был назначен врио, а в сентябре выиграл выборы и полноценно вступил в должность. В эфире радио «Комсомольская правда» он чаще всего употреблял выражение «и с этим нам предстоит работать» и излучал оптимизм. Солодов пообещал, что 2023 год станет своего рода переломным для камчадалов (так называются жители Камчатки), рассказал об экологии Камчатки, которая так всех испугала прошлой осенью. О ценах на рыбу и о том, станет ли полуостров вулканов Исландией по уровню развития туризма. А также поделился своим мнением о том, ощущают ли люди, живущие на другом конце нашего континента связь с Москвой.
- При слове Камчатка у большинства людей в России есть сразу две ассоциации. Первая – это мечта, все хотят там побывать. Вторая – заброшенный край земли. Какие у вас были первые впечатления, когда вы приехали туда работать?
- На самом деле первый раз я попал на Камчатку как турист. Я очень хорошо помню свое потрясение от природы. Камчатка – это то уникальное место в мире, где ты чувствуешь, что ты -человек на планете Земля - не такой уж всемогущий. Мне кажется, это очень ценное и правильное ощущение, которое нельзя получить, просматривая ролики в YouTube или комментируя что-то на форумах. Для этого нужно приехать и прочувствовать все, что называется, кожей.
Мое назначение на Камчатку – это подарок судьбы. Я так считал, когда приступил к работе, также считаю и сейчас. Потому что это регион с огромными перспективами – а это очень воодушевляет.
МОЩНЫЙ ЭКСПИРИЕНС ГУБЕРНАТОРА СОЛОДОВА
- Перспективы, перспективами, но «хозяйство» вам от предшественников досталось непростое. Да еще и сразу после выборов пришлось пережить экологический скандал. Жуткие кадры с выбросом донных животных на берег и жуткие домыслы разлетелись по всему миру, вам пришлось отвечать. Мощный такой экспириенс получился для вас. И до сих пор, кстати, идут разговоры, что это был розлив гептила. Вы можете точно сказать, что это был не гептил?
- Я бы здесь еще раз призвал всех заинтересованных прислушиваться к мнению ученых, которые многие десятилетия изучают океан, а не тех, кто решил заняться этой проблемой 2-3 месяца назад. Ученые однозначно утверждают, что причина явления связана с красными приливами (цветение опасных водорослей — ред.). Никаких следов гептила, хоть как-то соответствующих тому объему урона, который нанесен, они не нашли. И даже сами независимые блогеры уже приходят к подтверждению, что версию с гептилом можно исключить. Явление красных приливов изучается около 50 лет. В прошлом году это опасное явление наблюдали не только у берегов Камчатки, но и у берегов США, Аляски.
- А ежики и осьминоги, за которых особенно переживали жители Камчатки, вернулись уже на дно Авачинской бухты?
- Наступит сезон, когда можно будет выйти в море и уточнить состояние дна. Конечно, мы будем осуществлять мониторинг скорости восстановления живой среды.
- Красные приливы могут вернуться?
- Для ответа на этот вопрос будут организованы комплексные научные исследования, которые в этом году пройдут на Камчатке. Экспедиции, суда будут ходить, работать ученые.
- А как быть с полигоном вредных отходов? Это же мина замедленного действия… Можете как-то обрисовать его перспективы?
- Да, есть в 30-40 километрах от берега Козельский полигон ядохимикатов и пестицидов. Он действительно представляет потенциально очень серьезную опасность и поэтому должен быть ликвидирован. Это подтверждено правительством РФ. Мы уже приступили к работе, оформили юридический статус этих земель, потому что его все 50 лет не было вообще, также нет никаких документов о том, что и в каком объеме там вообще захоронено. Поэтому, как только позволят погодные условия, будем изучать, что там и разрабатывать проект ликвидации. Деньги на первый этап выделены по линии Минвостокразвития. После этого в планах включить полигон в нацпроект «Экология» и рекультивировать.
Кроме полигона есть ряд других проблем накопленного вреда экологии. Это и свалки, которые находятся в не лучшем состоянии, и затопленные суда – 84 покоятся на дне Авачинской бухты, четыре в этом году должны поднять. Есть проблемы со спуском неочищенных сточных вод в бухту. Коммунальное хозяйство города находится в плачевном состоянии - многие канализационные очистные сооружения еще с советских времен не ремонтировались. То есть нам предстоит большая работа по наведению порядка. Но я могу точно сказать, что наша первоочередная обязанность – очистить Камчатку.
РЫБНЫЙ КРАЙ
- Мне понятно, почему мазут дорогой, потому что он привозной. Но рыба и икра - почему по цене такие же как в Москве?
- Да, проблема такая есть. Начну с того, что уже сделано в 2020 году. Мы реализовали проект «Доступная рыба», в рамках которого в магазинах Камчатки можно купить дешевую социальную рыбу. Да, это не икра и не чавыча. Но это горбуша по цене 50 рублей за кило во время путины. Это кальмар примерно на треть дешевле, чем его себестоимость. Это хороший качественный минтай, треска и другие виды рыбы, которые круглый год доступны в зависимости от сезонности. Сейчас идет минтаевая путина – в продаже свежий минтай. И это для меня приоритет – сделать социальную рыбу доступной, а потом уже доступными делать деликатесные продукты.
Но если говорить всерьез, то объем рыбной продукции, который поставляется на внутренние нужды полуострова, конечно, мал по сравнению с общими уловами. И поэтому делать отдельное регулирование для вот этой незначительной части – это непростая задачка, которую мы тоже будем решать. Я не обещаю, и не хочу сказать, что икра на Камчатке будет бесплатной или стоить три копейки. Но то, что качественную, по разумной цене икру скоро можно будет приобрести, это абсолютный факт.
- Еще есть вопрос небольших рыболовецких поселков – люди жалуются на низкие зарплаты и на отсутствие социальной инфраструктуры. Как так?
- Работа рыбака — это тяжелый, изматывающий труд, но он высокооплачиваемый. На путине за несколько месяцев человек может заработать до миллиона рублей. И именно это привлекает большое количество людей. Поэтому насчет заплат — это не верно. А на счет поселков, конечно, вы правы, они сейчас в плохом состоянии. И это тоже одна из задач - приводить их в порядок. Другое дело, что инфраструктуру, которая десятилетиями ветшала, нельзя за год исправить. Но уже сейчас у нас есть понимание с крупными рыбохозяйственными предприятиями, что мы будем заключать трехсторонние соглашения по развитию этих самых поселков и договариваться, что к 2025 году мы за счет федерального бюджета попросим сделать, допустим, больницу или ФАП построить. За счет краевого бюджета сделаем асфальтирование или построим новую школу. А за счет компаний, которые работают, сделаем еще определенные вещи. И тем самым в комплексе будем благоустраивать наши поселки.
СТАНЕТ ЛИ КАМЧАТКА РОССИЙСКОЙ ИСЛАНДИЕЙ?
- Туризм — это огромное направление в экономике. Многие мировые столицы живут за счет туризма и не стесняются об этом говорить. Камчатку по климату и красоте природы часто сравнивают с Исландией. А вот по туризму...
- В Исландию в год приезжает около 10 млн человек. У нас пока 250 тысяч, но перспективы очень большие. В 2023 году заработает новый аэропорт, который сможет принимать международные лайнеры. И строительство дорог в планах. И реализация ряда якорных туристических проектов, которые потянут за собой всю дальнейшую инфраструктуру. Так же, как в Сочи - когда строительство спортивных объектов к Олимпиаде и горного кластера на Красной поляне потянули за собой развитие отелей и туристических услуг… То же самое и у нас - проект «Три вулкана», он сейчас в высокой стадии разработки. Это горная деревня с отелями на тысячу номеров и горнолыжный курорт - 40 км трасс. И не только зимой — потому что маршруты по нашим вулканам уникальны и зимой, и летом.
- Да, про «Три вулкана» я читала… Местные ворчат, что «приедут сочинские и нашу Камчатку всю скупят».
- Не скупят, а будут развивать. Весь мир мечтает побывать на Камчатке. Но главное все же не количество туристов. Есть же реальные негативные примеры, когда туристов много, а, к сожалению, они ничего не оставляют в регионе, кроме вытоптанных природных ландшафтов и мусора. Нам же важно качество и вклад в экономику. Чтобы легальные и привлекательные рабочие места создавались в туризме. Именно это я ставлю в качестве главной задачи. К 2025 году мы должны выйти на 10 тысяч легальных рабочих мест, созданных в туризме. Для сравнения - в рыбной отрасли, базовой для региона, у нас сегодня работает около 20 000.
- Я смотрю, у вас очень обширные планы, мне нравится ваш оптимизм, но понимают ли это люди? Вы открытый довольно губернатор, много общаетесь через Инстаграм, делитесь новостями. Но я читала комментарии, и там порой такое пишут… Много негатива… Как вы с этим справляетесь?
- Моя принципиальная позиция - быть максимально открытыми и делать информацию доступной для наших жителей. На самом деле я четко и ясно чувствую поддержку населения в желание что-то поменять. Это очень важный фактор для меня. Я много хожу по улицам, по магазинам, с ребенком гуляю на площади регулярно, с простыми людьми общаюсь. Это позволяет мне достаточно объективную картинку сложить. Да, люди ждут изменений, и люди хотят, чтобы изменения случились сразу. Но мы с вами понимаем, что, к сожалению, волшебной палочки никто не изобрел. И вот те проекты, которые подробно мы сегодня обсуждали, они запущены, они реализуются и в свое время, уверен, дадут результат.
- Завершающий вопрос. Вы много общаетесь с людьми, ну и вообще вы на Дальнем Востоке давно работаете (с 2018 года Владимир Солодов работал в правительстве Якутии). Нет ли у вас ощущения оторванности Дальнего Востока от Москвы, и вообще того, что Москва как бы отдельно, регионы как бы отдельно…
- Нет, у меня такого ощущения нет. Я думаю, что вообще во многом это такой миф. Более того, в последние годы я ощущаю серьезный рост внимания к Дальнему Востоку и к Камчатке в частности. И по стилю работы, которого придерживаются в новом составе правительства, я четко осознаю, что мы - команда единомышленников. Я вижу желание со стороны федеральных органов власти помочь региону.
- Спасибо за интервью! От себя я хочу сказать, что мне очень понравилась Камчатка. И главное, рассказы о дороговизне туризма у вас для меня оказались мифом. И я вам желаю, чтобы ваша команда развенчивала такие мифы. Потому что не так уж все и дорого оказалось, если не летать на вертолетах и не плавать за тридевять земель на кораблях. Можно спокойно погулять около вулканов или даже подниматься к кратерам с гидом (путевка на неделю с проживанием 50 000), погреться в термальных источниках. Не скажу, что три копейки, но вполне доступно. А как красиво! В Париже вон многие побывали, а на Камчатке единицы. Мы должны знать и любить свою страну!
- Ждем в гости на Камчатку!
Печать