Президент РФ Владимир Путин провел с турецким коллегой Реджепом Эрдоганом первую публичную встречу после армяно-азербайджанского конфликта в Нагорном Карабахе. 10 марта главы государств по видеосвязи обсуждали строительство АЭС «Аккую». В политтусовке считают, что этот телемост должен стать сигналом для стран Запада, которые ждали охлаждения отношений Москвы и Анкары, но предупреждают — турецкий лидер может вести двойную игру.
10 марта Путин и Эрдоган по видеосвязи запустили строительство третьего из четырех энергоблоков АЭС «Аккую». Это первая атомная электростанция в Турции, она сможет удовлетворить 10% потребностей страны в электроэнергии, а стоимость объекта оценивается в 20 млрд долларов. Россия с 2018 года своими силами строит АЭС, которой затем будет сама же владеть и эксплуатировать. Во время торжественной церемонии Путин отметил, что для Турции станция станет подарком к круглой дате.
«Первая в Турции атомная электростанция „Аккую“ должна заработать в 2023 году, когда будет отмечаться столетний юбилей основания Турецкой Республики. Так была поставлена задача руководством Турции при начале этого проекта и господином Эрдоганом. Мы придаем также этому большое значение и условились с президентом Турции и далее оказывать проекту „Аккую“ необходимое содействие и поддержку», — сказал Путин.
Затем в своем выступлении Путин перешел к теме российско-турецких отношений. По словам президента РФ, проект «будет способствовать дальнейшему продвижению многопланового российско-турецкого партнерства, содействовать укреплению дружбы и взаимопонимания между народами наших стран». Реджеп Эрдоган был единодушен с российским коллегой, назвав АЭС «символом сотрудничества» России и Турции.
«Близкий диалог, который реализуется, касается не только наших двусторонних отношений, но и вопросов безопасности во всем регионе: и по вопросам Карабаха, и по вопросам Сирии. Диалог между Россией и Турцией ведется, у нас появилась возможность найти общий язык», — объявил Эрдоган. В ходе видеосвязи президенты также договорились провести личную встречу в ближайшем будущем.
Прошедший телемост был первой публичной встречей Путина и Эрдогана после конфликта в Нагорном Карабахе между Арменией и Азербайджаном, который длился с 27 сентября по 10 ноября 2020 года (судя по Kremlin.ru в последний раз президенты встречались 1 июля). Считается, что Турция использовала войну у российских границ для усиления своего влияния в регионе, что не соответствует геополитическим интересам Москвы. Но на сегодняшней ВКС Путин и Эрдоган продемонстрировали укрепление российско-турецких отношений, считает заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ, политолог Владимир Евсеев.
«Для Запада в лице США, Франции, Британии было важно, чтобы было столкновение российско-турецких интересов в Карабахе. Им важно ослабить наши отношения в условиях, когда оба наших государства находятся под санкциями (конечно, в отношение Турции они менее значительные), но продолжают сотрудничество и придерживаются собственного курса. Сегодняшняя встреча — это сигнал Западу о том, что мы смогли этого избежать. Мы имеем как точки соприкосновения, так и напряженности. Но нам удается находить развязки», — сказал Евсеев.
Политолог
Владимир Шаповалов аналогично считает, что встреча президентов носит «важный символический характер» в условиях новой стратегии США. «Администрация Джо Байдена начала достаточно активную игру, направленную на то, чтобы поссорить Россию и Турцию. Информпространство заполняется суждениями и сливами о том, что Анкара откажется от российских комплексов С-400, что сблизится со Штатами. Сегодня президенты же продемонстрировали, что их диалог продолжается», — сказал Шаповалов.
В то же время, у России и Турции существует «колоссальное количество» противоречий, среди которых — претензии Анкары на Крым, отметил политолог. Кроме того, Эрдоган — очень искусный политик, поэтому Кремлю стоит быть наготове к неожиданным вызовам, считает Шаповалов: «Мы помним, что Турция — это член НАТО, и она не собирается выходить из альянса, на ее территории находятся американские военные базы. Эрдоган — один из наиболее тонких и умных политиков последнего десятилетия в мировом контексте, поэтому Москве стоит осторожно выстраивать с ним отношения».
Печать