Комитет по регламенту Государственной Думы 17 марта рассмотрит законопроект, который предлагает вдвое увеличить общефедеральную часть партийных списков – с десяти до двадцати человек. Инициатива «пылилась» под сукном два года. И вспомнили о ней как раз перед выборами в парламент нового созыва. В чьих интересах – узнаете в материале «ФедералПресс».
Единороссы не возражают
Авторами законопроекта о расширении общефедеральной части списка выступили депутаты от ЛДПР. Он был внесен в Госдуму в мае 2019 года. Алексей Диденко, Вадим Деньгин, Елена Строкова и Александр Курдюмов предложили скорректировать часть 9 статьи 39 федерального закона о выборах депутатов Госдумы и увеличить общефедеральную часть партийных списков с десяти до двадцати фамилий.
Правительство не поддержало законопроект, так как, по мнению юристов кабмина, «могут возникать ситуации, когда депутатские мандаты будут получены только кандидатами, включенными в указанную часть федерального списка, тогда как депутаты, включенные в региональные группы, депутатские мандаты не получат». Тем не менее, в Думе от документа не отказались, и он дошел до комитета по регламенту. По словам источника «ФедералПресс», близкого к Госдуме, не без молчаливого одобрения со стороны «Единой России». «В партии власти пока не определились с позицией по этому законопроекту, – рассказал собеседник агентства. – Но сам факт того, что лежавший два года в долгом ящике законопроект «всплыл», говорит о многом».
Согласно данным Центризбиркома, в 2016 году общефедеральный список «Единой России» состоял из одного человека – Дмитрия Медведева. Таким же коротким был список «Справедливой России»: в нем был лишь лидер партии Сергей Миронов, позже исключенный решением ЦИК России, так как победил в одномандатном округе. Только у коммунистов и либерал-демократов были полные комплекты.
Источник «ФедералПресс» не исключает, что в этом году в случае одобрения законопроекта общефедеральная часть списка и единороссов увеличится. В нее могут войти как уже опытные партийцы, так и бывшие министры вроде Дмитрия Кобылкина и Максима Топилина. «В списке каждой партии в целом как было 225 мест, так и будет. Просто региональная «лотерея» будет меньше. Социология показывает, что избиратели голосуют за парламентский бренд. Лидеры региональных групп играют некоторую роль в ЕР и СР, но не важны для КПРФ, ЛДПР и новых партий», – отмечает собеседник.
Как отметил в разговоре с журналистом «ФедералПресс» заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов, законопроект – это «возможность, которая позволяет работающим в общефедеральном масштабе кандидатам стать депутатами, занимаясь не конкретным субъектом, а всей избирательной кампанией». «Это участие в общефедеральных дебатах, поездки по стране, проведение встреч и усиление региональных организаций, пропаганда и реализация пропагандистских мероприятий в масштабах страны, – пояснил парламентарий. – Необязательно пользоваться возможностью расширять список. Но пусть такая возможность будет».
Депутат Госдумы, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов отнесся к идее весьма настороженно. «Никто не отрицает федеральную часть списка, но каждая партия должна определить ее сама. Надо бы вернуться к системе, чтобы избиратель сам мог определять, кто важнее. Мы будем настаивать на том, чтобы в КПРФ общефедеральная часть была в разумных пределах», – пояснил Обухов.
По словам депутата Госдумы, члена Бюро Президиума Центрального совета партии «Справедливая Россия – за правду» Олега Нилова, у эсэров тактика другая – минимальное число вносить в общефедеральную часть списка, чтобы «большинство кандидатов прошло народный фильтр через выборы, а не в литерном вагончике с зелеными светофорами». Впрочем, это, отметил Нилов, лишь его личное мнение.
Оперативно получить комментарий к моменту в думской фракции «Единой России», к сожалению, не удалось.
«Технологическое» решение
На самом деле, по мнению депутата Госдумы Сергея Обухова, законопроект решает не политическую, а технологическую задачу – это возможность протащить нужных людей в Госдуму. «Лидер ЛДПР Владимир Жириновский хочет навязать выгодную для себя систему по снижению конкуренции внутри партийных списков. Это означает гарантированный проход по спискам определенной категории людей. Если лидеру ЛДПР надо, чтобы конкретные двадцать человек попали в Госдуму, так он обезопасит себя от результата, который партия получит в том или ином регионе. Назначил двадцатку – и на блюдечке получил результат без внутренней конкуренции по спискам», – считает Обухов.
Похожей позиции придерживается политтехнолог, член Общественной палаты РФ
Константин Комков. Он считает, что законопроект может быть выгоден «политическим старожилам, которые не хотят зависеть от воли партийного руководства, а также людям, которые обеспечивают финансовую поддержку партии». Но, по словам эксперта, «должно быть сильное региональное начало, а возможность увеличить общефедеральную часть списка уменьшает мотивацию всех регионалов на результат». Лучшим решением будет, когда избранный по партийным спискам (например, от региональной группы) кандидат работает в тандеме. «Наиболее убедительные победы той же Единой Россией были одержаны, когда ее возглавлял один человек. Лидерская позиция – когда один человек во главе списка, а остальные – в равных условиях», – поясняет Комков.
Политолог Константин Калачев считает, что увеличение общефедеральной части списка «в наибольшей степени выгодно «Единой России», у которой нет проблем с рекрутированием лидеров общественного мнения, популярных людей». «Единая Россия» намерена бороться не только за одномандатные округа, но и за результат своего партийного списка. А для этого списку нужны общественники, волонтеры, кандидаты с широкой общественной поддержкой. Не думаю, что все это делается в интересах оппозиции», – заметил Калачев.
Однако руководитель аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский, наоборот, заметил, что «Единой России» эта история не выгодна. «Это выгодно системной оппозиции, которая может проиграть в одномандатных округах. Это «подмигивание» в ее сторону и шанс сохранить себя по спискам. В партийные списки и коммунисты, и эсэры будут привлекать ярких представителей левых движений, спонсоров, – рассказал Игнатовский. – Малым же партиям все равно: они идут по регионам. А «Единая Россия» вряд ли сделает большую общефедеральную часть партийного списка».
Печать