На 22 марта перенесено заседание суда по жалобе на отказ возбудить дело об отравлении Алексея Навального. Сам оппозиционер не уходит в политику из-за рамок тюремной повестки, хотя его сторонники уже наладили канал получения сообщений из колонии. Однако координатор штабов Навального Леонид Волков заявил, что никакой замены лидера не будет, ведь тот именно в заключении стал главным врагом режима и «российским Нельсоном Манделой».
В это время «Яблоко» и его основатель Григорий Явлинский ужесточили риторику в адрес власти. Судя по всему, это попытка извлечь выгоду из политического отсутствия Навального – например, попытаться самостоятельно аккумулировать протестный электорат. Впрочем, от полемики и навальнисты, и яблочники показательно воздерживаются, а значит, они не отказываются от перспектив сотрудничества на выборах.
Навальный не захотел принимать участие в рассмотрении жалобы на бездействие следствия, рассмотрение которой началось 16 марта в одном из военных судов Москвы. «В судебном заседании объявлен перерыв до 11:00 22 марта для предоставления сторонам права выступить с репликами», – принял решение судья Андрей Толкаченко.
В последнее время новости о Навальном идут исключительно тюремные, а сам он, время от времени посылая записки из-за решетки, не говорит ни слова о протестах и предстоящих выборах. Каждое слово Навального из заключения публикуется в соцсетях, однако что это за слова. То оппозиционер жалуется, что ему не хватает масленичных блинов, то красиво описывает свои суровые будни. Последнее, конечно, уже можно считать неким намеком на политику, что стало понятно из заявления его ближайшего соратника Волкова.
Он выступил с видео под громким названием: «Кто заменит Навального?», в котором, впрочем, подчеркнул, что такой вопрос даже не стоит. Волков констатировал, что в контексте возвращения Навального в Россию президент Владимир Путин встал перед выбором: посадить или оставить на свободе. Если было бы выбрано последнее, заметил Волков, то не было бы уличных выступлений, а главное, падения рейтинга президента, но тогда тот, дескать, показал бы своему окружению слабость. Но, пойдя по жесткому пути, власть якобы сама и признала Навального главным врагом – и теперь антирейтинг Путина не просто вырастает, он перерастает в рейтинг Навального. То есть у протеста отныне есть символ и знамя. В общем, Волков не скрывает, что план Навального был в том, чтобы стать «русским Манделой».
Возможно, именно поэтому канал связи с Навальным пока не используется для политических заявлений со стороны последнего. Потому что главное пока – это укрепление имиджа главного узника режима и страдальца за народ. Но не исключено, что у соратников Навального просто не получается реализовать этот план, который требует сохранения за оппозиционером прежнего информационного доминирования, а первые позиции ему сейчас удержать объективно сложно. Впрочем, если канал получения сообщений из-за решетки окажется устойчивым, то попытка вернуть Навального в соцсети вполне возможна.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин пояснил «НГ», что публикации в канале Навального о его тюремных буднях делаются умышленно, чтобы вызвать сочувствие общества. Ведь Мандела, к чьему образу апеллирует окружение Навального, стал моральным авторитетом далеко не сразу, а после того, как, отказавшись от вооруженных методов борьбы, превратился в морального авторитета.
Об Алексее Навальном в последнее время говорят только как о заключенном. Фото РИА Новости«Основная проблема Навального в том, что многие считают его радикалом, сильно навредила ему и история с ветераном войны. Есть много тех, кто смотрит видео Навального и даже сочувствует ему, но не поддерживает его как политика, сомневаясь в его истинных целях и мотивах», – подчеркнул эксперт. То есть сейчас Навальный ищет эмоциональные подходы к большинству.
Глава Политической экспертной группы
Константин Калачев согласен, что «идет очеловечивание Навального в глазах избирателей, потому что у него высокая узнаваемость, но она не переходит в доверие и электоральную поддержку». Есть цель показать, что Навальный такой же, как все, у него есть интересы и слабости, то есть речь идет о том, чтобы показать силу духа и характера, то есть «сейчас создается драматургия, которая и станет основой для выборной кампании».
Президент Российской ассоциации политических консультантов
Алексей Куртов считает, что заявление Волкова – Навального некем заменить – на самом деле очень печальное. Эксперт подчеркнул: «В таких условиях трудно писать про что-то другое, кроме как про испытания. В таких условиях даже такие сообщения сложно публиковать. А начни Навальный писать политические воззвания, контроль над каналом коммуникаций ужесточится».
Между тем бенефициаром посадки Навального явно стремится стать «Яблоко» в качестве главной оппозиционной силы. В одной из недавних статей Явлинский заявил, что «путинская власть управляет страной с помощью страха, других рычагов у этой системы нет», а «такие институты, как выборы, защита прав человека, правосудие, отсутствуют». Явлинский считает, что «главная угроза для России – это несменяемая и ничем не ограниченная власть, нацеленная на лишение людей свободы, на тотальное подчинение жизни каждого». Похоже, что яблочники объективно выходят на первый план и хотя, конечно, никто не думает напрямую заменить Навального, Явлинский дает понять, что без его партии никакие планы навальнистов не осуществимы. Показательно, что обе эти силы сейчас как-то демонстративно друг с другом не сталкиваются
Макаркин отметил, что о «Яблоке» как бенефициаре протеста говорить пока рано: «Потенциально – да, яблочники остаются в выигрыше как единственная либеральная зарегистрированная партия. И Волков, как опытный политик, не спешит делать однозначных заявлений, понимая, что на каком-то этапе «Яблоко» может стать союзником. Но пока многие избиратели обижены статьей Явлинского с критикой Навального, хотя дальше все будет зависеть от того, как поведет себя партия. Если к концу лета станет ясно, что ее рейтинг достиг 3%, то шансы на выборах повышаются. И навальнисты будут действовать по ситуации». Однако и «Яблоко» встанет перед выбором: пустить от партии навальнистов – это получить дополнительные голоса, но окончательно рассориться с властью.
Калачев считает, что «Яблоко» стало бы бенефициаром либерального протеста, не опубликуй Явлинский статью. «Тогда он перегнул палку, сейчас пытается выгнуть ее в другую сторону. Но симпатии электората могут вызвать не резкие статьи, а дела. Сам Явлинский как политический лидер потерял свой шанс, но «Яблоко» станет выгодоприобретателем общепротестного электората по факту своей безальтернативности на правом поле. Навальнисты понимают, что всему свое время и место, они выжидают, пока не отбрасывая «Яблоко».
Печать