Руководство «Яблока» предлагает другим политическим силам слишком узкие переговорные рамки.
«Яблоко» объявило о готовности вести переговоры о соглашениях к думским и другим выборам. Но в документе «Принципы коалиционной политики партии», подписанном Григорием Явлинским, ужесточены требования к потенциальным союзникам. Из круга переговорщиков заранее исключены и парламентские партии, и радикалы вроде «сталинистов, националистов, фашистов, расистов, империалистов, милитаристов, ксенофобов». Эксперты считают, что тем самым «Яблоко» снижает электоральные возможности несистемной оппозиции.
В документе напоминается, что для настоящих демократов главный инструмент – это выборы, «организацию революций и переворотов, насилие и кровопролитие» партия считает «неприемлемыми и недопустимыми способами политической борьбы».
Поэтому «Яблоко» объявило о начале работы по формированию оппозиционной демократической фракции в Госдуме, которая, возможно, будет и коалиционной. Новым и не очень понятным пунктом в документе стало утверждение, что «Яблоко» считает неприемлемыми «какие-либо союзы со сталинистами, националистами, фашистами, расистами, империалистами, милитаристами, ксенофобами, иными левыми и правыми радикалами». Традиционное ограничение рамок для переговоров – дескать, «Яблоко» не готово к союзу, предполагающему ликвидацию партии, осталось. А вот за бортом даже теоретических рассуждений по поводу коалиций остались не только «Единая Россия», но также КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».
Среди новых требований к возможным будущим кандидатам есть и такое: необходимо не только принести присягу на политическом меморандуме, но и пройти через оценку партией политического и общественного опыта, позиций и репутации претендента. Несколько туманно сказано, что, мол, переговоры о разведении одномандатных округов «следует начать сразу после окончания регистрации кандидатов». Однако тут ничего не говорится о том, как этого можно будет добиться.
«НГ» обратила внимание, что в интернете уже появились мнения яблочников на тот счет, что данный документ окончательно превращает партию в секту и что это больше ужесточение требований к самим партийцам, то есть некий инструмент для возможного преследования неугодных, например за любые совместные действия с иными политическими силами. Возможно, это действительно так, но вопросов все же больше к тому, с кем вообще «Яблоко» собирается сотрудничать в рамках ужесточенных принципов, которые будут только способствовать размежеванию несистемной оппозиции.
Член политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова отвергла все опасения относительно нового документа. Она заявила «НГ», что существенных изменений в коалиционной политике нет, партия остается на прежних позициях и принципах свободы и демократии. «Никакого отказа от сотрудничества нет и не предполагается. Только теперь мы еще будем смотреть историю кандидата, чтобы у него не было уголовного прошлого, причем именно не по политическим статьям, конечно, а также чтобы кандидат не был замечен в поддержке власти, участии в сомнительных политических движениях, не был уличен в политических и межличностных скандалах. Будем смотреть, чтобы наши кандидаты по возможности имели безупречную репутацию», – подчеркнула она. Кто будет это делать – специальная комиссия или отдельные члены руководства, Слабунова сказать затруднилась, отметив, что никаких решений еще не принято.
Она пояснила, что определения «националисты» и «прочие радикалы», которые исключены из сотрудничества, относятся не столько к партиям, сколько к неким провластным движениям и отдельным политикам. И допустила, что переговоры по разведению округов могут пройти и до начала кампании, но лишь в исключительных случаях, потому что ответственный и солидный кандидат может сняться и после регистрации, если увидит, что его шансы ниже, чем у яблочника.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал «НГ»: «Яблоко» показывает, что стремится оставаться нишевой партией». Исключение союзников по новым критериям – по обвинению, например, в связях с националистами – может быть распространено, скажем, на Навального. Эксперт предположил, что «Яблоко» сильно недовольно принципом «умного голосования», когда предлагается поддержать любого популярного оппозиционера, а часто это будет представитель КПРФ и других парламентских партий, а не «Яблока». «Новый документ – это демонстрация, что партия готова бороться только за либеральный электорат, что уменьшает возможности для несистемной оппозиции идти по округам от этой партии. Видимо, «Яблоко» рассчитывает на широкую поддержку по крайней мере в больших городах и исключительно там надеется набрать как минимум 3%, а может быть, и все 5%. Но партия не учитывает, что подрастающее поколение плохо мобилизуется на выборы», – отметил Макаркин. По его мнению, разъединение оппозиции не приносит лишних шансов на выборах, но для «Яблока», может быть, важнее послать сигнал власти, что партия готова играть по правилам, не сближаясь с несистемной оппозицией.
Глава Политической экспертной группы
Константин Калачев заметил, что «новые принципы коалиционной политики «Яблока» – это фактический отказ от больших политических союзов, да и слова о радикалах можно привязать к кому угодно, а националистом объявить любого человека, назвавшегося патриотом». То есть партия показывает, что главное для нее – это сохранять собственную идентичность, но в реальности дело не в идеях, а в аппаратных раскладах. «Это желание сохранить управляемость структурой, яблочники как бы посылают сигнал внутрь оппозиции, что они особо никого не ждут. Одновременно партия показывает Кремлю, что по-прежнему остается полусистемной оппозицией», – считает эксперт. Он предположил, что отдельные широкие коалиции на местах будут возможны, но преимущественно с людьми системными и удобными для власти, а значит, те же навальнисты скорее всего будут исключены. «Этим «Яблоко» надеется все-таки добиться госфинансирования. Причем оно просит власть не столько помогать, сколько не препятствовать. Но самое интересное, что в отсутствие других альтернатив и для либералов, и для общеоппозиционного электората «Яблоко» вполне может достичь такого результата. Конечно, отказ от коалиционности снижает шансы для всей оппозиции, но для «Яблока» важнее отношения с властью. Пока эту партию воспринимают на Старой площади как меньшее из зол, но красные флажки все время сдвигаются», – отметил Калачев.
Печать