Ровно 30 лет назад 17 марта 1991 года на референдуме о сохранении СССР большинство граждан огромной страны проголосовало за единство. Тем не менее, спустя девять месяцев после референдума Советский Союз распался. Почему не удалось спасти СССР, потеряли или выиграли от этого некогда братские народы и возможен ли подобный союз в современном мире, хотя бы между Россией и Белоруссией. Об этом «ФедералПресс» поговорил с заместителем секретаря Общественной палаты России Владиславом Грибом:
«Референдум сам по себе ничего не значит, если нет воли государственных органов республик, которые входили в состав СССР. Часть из них хотела выйти из Союза, даже если население голосовало за сохранение. Де-факто власть имущие в республиках СССР уже были категорически против к моменту проведения референдума — ими и было принято решение без учета мнения собственных граждан.
Народы России и других стран сильно потеряли от развала Союза. Причины очевидны: сузилась мобильность ресурсов, родственники оказались отделены друг от друга разными государствами, затруднилось личное общение, рабочие отношения, произошли сильнейшие экономические провалы. Особо стоит выделить то, что Советский Союз был великой спортивной державой, от которой уже ничего не осталось. По всем направлениям каждый из народов больше потерял, чем что-либо выиграл.
В тот момент, когда Евросоюз начал объединяться, Советский Союз зачем-то распался. Что же касается сразу образовавшегося Содружества Независимых Государств (СНГ), я считаю, что это с самого начала был мертвый институт, каким он остался и по сей день, если не хуже.
Единственное, что я допускаю и считаю правильным, что в скором времени возникнет объединенное государство России и Белоруссии. Трудно сказать, какую оно будет иметь конфигурацию — конфедерация, федерация или что-то другое. Я верю в желание и вижу намерения российских политиков объединиться. Также знаю, что и большая часть белорусского народа положительно относится к такому решению. Как все сложится в конечном счете, не известно, но пока что меч на стороне белорусского руководства».
Печать