Фото с сайта: freepik.com
На юге Пермского края в результате объединения двух сильных муниципалитетов ключевой территорией становится Кунгурский округ. С 9 по 11 апреля здесь пройдут выборы в новую думу. От результата кампании зависит судьба и главы, и местных элит. Почему вокруг этого проекта начались политические конфликты и чем они чреваты – в материале корреспондента «ФедералПресс» в Пермском крае.
Выборы в новую думу Кунгурского муниципального округа проходят в связи с объединением города Кунгура и Кунгурского района. Идея реформы возникла еще в 2018 году и тогда провалилась. Ее пытался реализовать вице-премьер правительства Прикамья, бывший мэр Кунгура (2008–2015) Роман Кокшаров в интересах своей группы влияния (в 2019 году Кокшаров покинул кабинет министров, стал фигурантом уголовного дела, на прошлой неделе был приговорен к условному сроку). Чиновник столкнулся с сопротивлением главы Кунгурского района, выходца из МВД Вадима Лысанова.
Влияние Кокшарова снизилось, а год назад его соратник Сергей Гордеев вынужденно ушел с поста мэра Кунгура. Региональная власть сделала ставку как раз на Лысанова, получившего в управление оба муниципалитета и начавшего их объединение. Реформа пока не доведена до конца: Вадим Лысанов формально является мэром Кунгура, районную власть возглавляет его союзник Сергей Крохалев (лидер местного отделения «Единой России»). По итогам выборов дума объявит конкурс по отбору кандидатов на пост нового главы, поэтому лояльность парламента имеет ключевое значение для команды Лысанова.
Дума в муниципальном округе будет сформирована из 27 депутатов, избранных по десяти трех- и двухмандатным округам. То есть представители одной партии будут конкурировать в том числе и друг с другом, что повышает шансы оппозиции на прохождение в парламент.
Местное отделение «Единой России» выдвинуло максимум кандидатов (27). КПРФ довела до регистрации 25 представителей, «Справедливая Россия» – 12, ЛДПР – 8. Плюс в кампании участвуют два кандидата от «Яблока» и 13 самовыдвиженцев. В среднем на один мандат претендуют три человека.
Угрозой для единороссов могла бы стать КПРФ, но пул «красных» кандидатов сформирован лидером местных коммунистов Сергеем Рынковым. Этот политик уже много лет очень активен, но не обладает значительными ресурсами, поэтому в Кунгуре КПРФ до сих пор не достигла значительных успехов.
Источник «ФедералПресс», знакомый с ходом кампании, отмечает, что команда Лысанова хорошо подготовилась к выборам, однако реальные оппоненты главы действуют кулуарно.
«Для города Кунгура Лысанов не вполне свой человек, поэтому местные группировки намерены навязать ему борьбу. При этом сейчас они не хотят привлекать к себе внимание – понимают, что Лысанов действует при поддержке региональной власти, и демонстрируют относительную лояльность», – отметил собеседник «ФедералПресс».
Он полагает, что группа влияния Кокшарова, несмотря на очевидные проблемы, не распалась и рассчитывает как минимум на диалог с новым главой. Другой сильной фигурой в Кунгуре остается вице-спикер Законодательного собрания Прикамья от ЛДПР, экс-директор пермского филиала «Газпром газораспределение Пермь» Алексей Золотарев. Тот факт, что либерал-демократы выдвинули только восемь кандидатов, мало о чем говорит – на прошлых выборах соратники «газовика» выдвигались от разных партий и шли самовыдвиженцами, а с жителями встречались в приемной ЛДПР.
С Романом Кокшаровым корреспонденту «ФедералПресс» связаться не удалось. Алексей Золотарев подтвердил свои амбиции, но в части кампании кандидатов от ЛДПР: вице-спикер заксобрания заинтересован в том, чтобы в кунгурскую думу прошло как можно больше либерал-демократов. В целом же Золотарев поддерживает реформу по слиянию муниципалитетов и не считает себя противником Лысанова.
«Я анализирую работу этой команды в прошлые годы. Думаю, она способна принести пользу. А все, что полезно для территории, имеет поддержку у любого здравомыслящего человека», – отметил Золотарев.
Еще одно яркое событие произошло на прошлой неделе: бывший мэр Кунгура (2004–2008) Амир Махмудов, который с 2016 года курировал внутреннюю политику в районной администрации при Лысанове, ушел в отставку. Получить комментарий Махмудова не удалось: в ходе телефонного разговора он сослался на занятость, на повторный звонок не ответил.
Складывается впечатление, что политическое управление на объединенной территории взял на себя сам Лысанов и у него есть представление о том, какой будет новая дума, рассуждает политтехнолог Дмитрий Логинов.
«В Кунгуре группы влияния никогда не мыслили стратегически, довольно трудно прогнозировать их поведение. Я не исключаю, что эти выборы могут закончиться сюрпризами. Лысанов, без сомнений, полностью контролирует родные сельские территории, но в городе и пригороде есть и другие политические игроки», – отмечает собеседник.
Кунгур всегда был конкурентной территорией, подчеркивает политтехнолог Олег Борисенко.
«Политическая роль главы сегодня растет. Но местные кунгурские группировки активны и хорошо организованы. Поэтому политическая конкуренция здесь, безусловно, сохранится», – полагает Борисенко.
Источник «ФедералПресс», близкий к властям региона, отмечает, что Вадим Лысанов действительно заручился поддержкой администрации губернатора, поскольку показал себя сильным управленцем, однако противоречия с местными элитами не исключены.
«Но у главы достаточно опыта и полномочий, чтобы решать эти конфликты без вмешательства сверху», – добавил собеседник.
Печать