Депутат Верховного Совета Хакасии, член Президиума Республиканского Совета старейшин хакасского народа Вячеслав Тутатчиков прокомментировал интернет-журналу «Новый фокус» ситуацию с решением Верховного Суда о признании недействующим республиканского закона о бюджете и поделился своим мнением о положении дел в республике.
- Вячеслав Михайлович, 29 марта Верховный Суд Хакасии признал недействующим региональный закон о республиканском бюджете. Это стало главной новостью не только в республике, но и за ее пределами…
- В декабре месяце мы принимали бюджет. Позиция не только моя, но и еще 13 депутатов была однозначной – такой документ принимать нельзя. Почему? Когда мы посмотрели цифры они нереальны. Правительство при формировании бюджета просто подогнало доходную часть под расходную. Доходы должны быть реальными. Первое что бросилось в глаза надутые показатели по доходу на прибыль организаций. На 2021 год запланировано собрать 10,6 млрд рублей. Это при том что поступления от этого виды налогов по итогам 2020 года мы собрали всего около 4 млрд. То есть, 6 млрд рублей просто-напросто «нарисованы». Обосновать эти цифры авторы закона нам не смогли. Начались разговоры о возможном росте мировых цен на уголь и прочее…
- Но ведь прокуратура практически сразу внесла протест?
- Опять же скажу, мы голосовали против отклонения протеста. Ведь очевидно, что допущены явные нарушения Бюджетного кодекса. Превышен дефицит, размер уровня госдолга. Но по какой-то причине мы сначала верстаем «дутый» бюджет, а потом депутаты за него голосуют. Нельзя этого было делать. Решение Верховного суда это подтвердило. Есть еще один нюанс, о котором правительство предпочитает молчать. Это кредиторская задолженность. Долги прошлого года составляют порядка 6 млрд. рублей. Это треть от собственных доходов республиканского бюджета! И не стоит забывать это долги малому и среднему бизнесу за уже оказанные услуги. Эти деньги нигде не заложены. Бизнес вынужден через суд «выбивать» собственные деньги. Отсюда у нас проблемы с организацией питания в школах, поставками льготных лекарств. Предприниматели и поставщики просто отказываются работать с этим правительством. Мы собственными руками хороним малый и средний бизнес в Хакасии.
- Есть моменты где можно было сократить расходы и хотя бы частично решить проблему?
- Конечно. И на стадии обсуждения законопроекта мы об этом говорили. Сократить финансирование аппарата, представительство в Москве… Ужаться можно было. И это стало бы аргументом для федерального центра: вот посмотрите, мы сделали все возможное и сократили все неэффективные расходы, но денег все равно не хватает.
- А пока получается, что мы этого не можем сказать Москве?
- Именно. Особо отмечу, что правительство Хакасии не работает с федеральным центром, с Минфином России. Необходимо аргументированно, на цифрах доказывать, что республике реально не хватает денег на исполнение обязательств. Но этого не делается. Как пример: в Хакасии растет добыча угля, а роста доходов бюджета мы не видим. Что должен делать глава? Ставить вопросы перед правительством России – добыча угля достигает 25 млн тонн, а доходов нет. Какая выгода республике разрешать угольным компаниям добывать ресурсы на территории? Нужно ставить вопросы на уровне России. Но для этого нужна команда патриотов республики, которая могла бы защищать интересы республики на федеральном уровне. Сегодня этой команды в действующем составе правительства Хакасии нет.
- Но ведь нам обещали готовое «народное правительство»?
- Прошло два с половиной года работы Валентина Коновалова, половина срока полномочий и что мы видим? Правительство до сих пор не сформировано. Нет первого зама, нет министра финансов, часть кабинета министров работает с приставками «ИО». Варяги, которые приглашались работать в правительство получив «золотые парашюты» и записи в трудовые, благополучно уехали…
- Но может быть Верховный Совет Хакасии должен стать стабилизирующим факторов в этой чехарде?
- Верховный Совет тоже несет ответственность за все что происходит в республике. Наверное, даже в большей степени. Именно Верховный Совет принимает бюджет в ранге закона, а правительство должно его исполнять и отчитываться о его исполнении. Что сделано, а если не сделано, то почему? Сегодня председатель Верховного Совета Владимир Штыгашев полностью поддерживает правительство, прямо скажем «крышует». Позволяет комментировать выступления депутатов, хотя по регламенту, не имеет права этого делать. Он не уважает депутатский корпус и тем самым теряет собственный авторитет.
- А есть возможность «наказать» правительство за неисполнение закона о бюджете?
- Понимаете, вот в прошлом году мы заслушивали отчет главы о деятельности правительства. Владимир Николаевич Штыгашев говорит: примите к сведению. Но если мы приняли бюджет, а бюджет правительство Хакасии не исполнило, что должен был сделать Верховный Совет? Если они не справились – поставить вопрос о недоверии этому правительству, отправить его в отставку. А у нас получается, не исполнили? Да и ладно… Вот и получается, что мы завели Хакасию в такую яму, что выбираться из нее предстоит очень долго.
- На ближайшей сессии предстоит очередной отчет Валентина Коновалова, что вы от него ждете?
- Знаете, я уже говорил, что прошла половина срока полномочий Валентина Коновалова как главы правительства. Если честно, я даже перспектив не то что роста, а хоть какой-то стабилизации ситуации не вижу. Правительство во главе с его председателем не способно управлять экономикой Хакасии. Отсюда все проблемы. Хотя все говорят о том, что во всем виновато правительство, думаю, что в этом в полной мере можно отнести и к Верховному Совету, депутатскому корпусу. Депутаты, и в первую очередь Владимир Николаевич Штыгашев поддерживающий это правительство, тоже отвечают за социально-экономическую ситуацию в Хакасии.
- Но ведь в Верховном Совете есть профильный комитет, который отвечает за ситуацию с бюджетом?
- Сегодня есть Иванов Олег Альбертыч, который возглавляет комитет по бюджету и налоговой политике. Это один из главных комитетов в Верховном Совете. Олег Альбертович занимается всеми вопросами… Кроме бюджета.
- Олег Иванов обозначил позицию – Верховный Совет намерен оспорить решение Верховного Суда…
- В понедельник, Верховный Совет получит мотивированное решение. Как я понимаю, пойдет апелляция. Но я не могу понять зачем воевать, когда можно силы, знания, энергию направить на решение тех проблем, которые сегодня стоят перед республикой. Я думаю решение суда устоится, пока мы не приведем соответствие закон о бюджете, Хакасии предстоит жить по 1/12 от расходов прошлого года. Это очень сложно. Под угрозой реализации проекты и программы, которые были запланированы на 2021 год.
- Так все печально?
- Хакасия богатая республика, у которой есть всё, чтобы быть самодостаточным регионом. Когда действующий глава шел на выборы, обещал улучшение жизни. По факту становится хуже. И если честно, я чувствую вину за то, что я принимал активное участие в выборной кампании за Валентина Коновалова. Оправдания, что везде так, что падают цены на уголь и мы все пострадали от пандемии … Извините. Глава отвечает за все что происходит на его территории. А что происходит в других регионах, там есть свои руководители. А мы здесь и сейчас отвечаем за Хакасию. И пока результатами власти похвастать не могут.
Печать