На осенних выборах наиболее упорная борьба развернется в округах, уверены эксперты. Если по партийным спискам предсказуемо выиграет «Единая Россия», то на местном уровне, где соревнуются личности, у оппозиции есть все шансы отжать у единороссов десятки мандатов. Впрочем, 180-190 мест из 225 возможных правящая партия, скорее всего, себе завоюет. И поможет ей в этом поколение «новых единороссов».
На выборах в Госдуму, намеченных на 19 сентября, половина мандатов будет разыграна в округах – по этой схеме будут избирать 225 депутатов из 450. Сколько округов в итоге заберет себе каждая из партий, обсуждали участники круглого стола «Борьба в одномандатных округах на выборах 2021: перспективы обновления», организованного в четверг Экспертным институтом социальных исследований (ЭИСИ).
«Не исключаю, что «Единая Россия» повторит свой результат, который партия показала на прошлых выборах 2016 года», – заявил директор Института новейших государств Алексей Мартынов. Напомним, что по результатам кампании пятилетней давности единороссы выиграли в 203 одномандатных округах из 206-ти, где партия выставила своих кандидатов. «Для сравнения, у коммунистов в Госдуме нынешнего созыва – всего семеро депутатов по одномандатным округам, и половина из них – на грани переизбираемости», – предупреждает Мартынов.
Из всей тройки парламентских оппозиционных партий, только «эсеры» способны усилить позицию, считает эксперт. «За счет партийного объединения «Справедливая Россия – За правду» может даже улучшить свой результат, возможно, мы даже увидим в Госдуме нового созыва 15–17 их депутатов-одномандатников», – предрекает Мартынов. Причем, – «не столько за счет уменьшения числа мандатов у «Единой России», сколько за счет провалов ЛДПР и КПРФ».
Дмитрий Гусев, руководитель центрального аппарата обновленной партии «Справедливая Россия – За правду», перечислил некоторых из новых претендентов, на которых решено делать ставку в округах. Он, в частности, упомянул публициста Анатолия Вассермана, юриста Екатерину Гордон и тележурналиста Глеба Пьяных. С другой стороны, это те, кто избирается в своих округах уже не в первый созыв Госдумы, подчеркнул Гусев.
«Это Галина Хованская в Москве, Федот Тумусов в Якутии, Елена Драпеко в Петербурге, Анатолий Грешневиков в Ярославле», – перечислил глава центрального аппарата СР. Упомянул он и Валерия Гартунга, который будет баллотироваться в Челябинске, и Ирину Чиркову из Архангельска, «которая активно поддерживала экологов во время событий в Шиесе».
Собирательный портрет идеального народного избранника набросал директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР),
Виктор Потуремский, перечислив качества, на которые обращают внимание избиратели, – вне зависимости от партийной привязки. «Управленец с опытом реализации конкретных решений, в первую очередь в социальной сфере, – считает социолог. – Это человек, известный в регионе и имеющий опыт работы «на земле». И совершенно точно избиратели не хотят медийно раскрученных, но далеких от местной проблематики претендентов, например, спортсменов или звезд шоу-бизнеса, отметил Потуремский, добавив, что при этом «есть еще и запрос на обновление».
Именно запрос общества на обновление и погубитв этот раз коммунистов, показавших в 2016 году равные результаты со «Справедливой Россией» (по семь мандатов), полагает директор Центра политического анализа и социальных исследований Павел Данилин. По его оценке, у красных – острый дефицит новых лиц. Кроме того, Компартия «входит в избирательную кампанию в состоянии полного раздрая». «Сегодня аналитики всерьез спорят, возьмет ли партия Геннадия Зюганова третье или четвертое место. Например, по опросам «Левада-центра» (признан иностранным агентом) ЛДПР опережает КПРФ, причем значительно».
Как считает Данилин, компартия устала от бессменного лидерства Зюганова, и ей мешает уже упомянутый разлад в партии, в том числе заигрывание лидера столичных коммунистов Валерия Рашкина с окружением блогера Алексея Навального, и недовольство большой части партийцев этими контактами. «Коммунистам нечего сказать избирателям, программа 30 лет почти не меняется. Из этих двух проблем следует и третья – кадровая». Сильные региональные организации могут гарантировать КПРФ три мандата, но повторить результат 2016 года для них уже проблематично.
По мнению профессора Финансового университета при правительстве Олега Матвейчева, схожие проблемы с достаточным числом свежих кадров испытывает и ЛДПР. Хотя такого раздрая, как в КПРФ, в партии Владимира Жириновского не наблюдается. «По моему мнению, ЛДПР не выставит столько ярких и харизматичных кандидатов, сколько та же «Справедливая Россия», – поделился Матвейчев.
Что же касается перспектив малых партий, которые ведут самостоятельные кампании, то здесь оценки политологов были скромнее. «Так, партия «Родина» имеет возможность провести одного человека – своего лидера Алексея Журавлева, и только за счет хороших позиций в своем регионе – Воронежской области, – заметил Матвейчев. – Если мы говорим про «Коммунистов России», то тоже можно смотреть только по одному округу, и то только в рамках партийного соглашения».
«Может что-то получиться у «Новых людей», «Родины» и Партии роста, но нужно понимать, с какими кандидатами эти партии будут работать», – добавил ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Михаил Карягин. Что касается ЛДПР, то по его оценке, она получит от шести до восьми депутатских округов. Эти цифры, конечно, не идут ни в какое сравнение с результатами, которые эксперт предсказывает «Единой России», – правящая партия должна набрать по одномандатным округам 190-195 мест.
«Единая Россия» завоюет абсолютное большое количество округов за счет привлечения новых лиц, уверен Мартынов. Именно этой цели служат партийные праймериз, уже начатый предварительный отбор возможных кандидатов, указал эксперт.
«Обновление в «Единой России» часто носит плановый, а иногда и принудительный характер, – добавляет руководитель экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов. – Часто партийный начальник мог бы и хотел бы еще посидеть, но ему не дают такой возможности, и в пользу не просто политиков-инноваторов, а людей из совершенно других сфер, например, волонтеров. Большое число участников добровольческих проектов, как мы знаем, сейчас планируется к участию в праймериз. Праймериз, понятно, все решат».
По мнению Кузнецова, существенное обновления корпуса депутатов-одномандатников неизбежно, но это обновление не гарантирует расширения представительства оппозиции. «Более того, я прогнозирую, что ряд округов, которые в 2016-м ушли оппозиционерам, в 2021-м вернутся единороссам. Но это будут абсолютно новые единороссы, то самое кадровое обновление, без предыдущего опыта работы в парламенте», – полагает эксперт.
Екатерина Соколова, руководитель департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ, озвучила консенсусный прогноз по итогам всех выступлений. Цифры распределились так: 180-190 мандатов может взять «Единая Россия»; «Справедливая Россия» – около 10-12 (вообще-то партия всегда сильно выступала в округах и есть потенциал за счет ее обновления); ЛДПР и КПРФ по 6-8. Остальным партиям эксперты тоже оставили шанс – порядка 3-5 мандатов, единичные успехи.
Печать