В начале весны несколько десятков членов ЛДПР из разных регионов заявили о выходе из партии. Свое решение они чаще всего обосновывали разочарованием — в лидере, идеях, структуре или сомнительных практиках, например, продаже мест в партийных списках. Политическую организацию покидали не только рядовые либерал-демократы, но и депутаты городских и областных парламентов. Почему ЛДПР теряет актив и что говорят ее бывшие сторонники — в материале «Известий».
Массовый исходВыборы депутатов Госдумы VIII созыва должны пройти в России 19 сентября. Партии активно готовятся к дню голосования, а их руководители настраивают единомышленников на усиленную работу.
В декабре 2020-го лидер ЛДПР Владимир Жириновский на съезде партии в Москве заявил, что хотел бы получить хорошие результаты на выборах, «иметь более большую фракцию в Государственной думе». Но в преддверии кампании-2021 всё больше либерал-демократов покидают политическую организацию.
10 апреля о выходе из ЛДПР написал в Facebook вице-спикер и председатель комитета по строительству и ЖКХ заксобрания Красноярского края Алексей Кулеш. Он был членом партии 17 лет. По словам парламентария, «эпоха наивного романтизма» в его отношениях с либерал-демократами кончилась, так как плодами его усилий «пользуются негодяи».
— Это была эпоха наивного романтизма, когда казалось, что сумма наших усилий неминуемо приведет страну к светлому и богатому будущему. Я учился в Московской школе политических исследований, слушал невероятных лекторов, сам читал лекции в школах, на сцене выступала команда КВН «Лишенные Детства Подростки России» (это казалось очень остроумным). Мы горели сами и умели зажечь других. Я взрослел, менялся. Менялась партия. Менялась страна. Однажды я с полной ясностью осознал, что эпоха ушла, — рассказал Кулеш.
В начале апреля трое липецких парламентариев вышли из партии после конфликта — депутаты липецкого областного совета Андрей Кочеров и Павел Евграфов, а также депутат Елецкого горсовета Михаил Чижиков. Вместе с ними покинули ЛДПР еще более 20 местных либерал-демократов.
В беседе с местным изданием Евграфов заявил, что «на последнем заседании регионального координационного совета партии [депутат Госдумы] Никита Березин вдруг заговорил о финансовой цене выборов».
— Но как можно брать деньги со своих однопартийцев? Я обо всех таких делах написал письмо лидеру партии Жириновскому, но мне сказали, что до Владимира Вольфовича оно не дойдет. А потом мы узнали, что меня, Андрея Кочерова, вашего Александра Попова, экс-депутата Липецкого горсовета, вывели из регионального координационного совета партии, набрав туда каких-то ребятишек. Поэтому 25 членов ЛДПР ушли сегодня из партии. И уверен, что партбилеты сдадут еще и другие члены ЛДПР, не согласные с тем, что происходит, — прокомментировал он ситуацию.
О продаже мест в партийных списках ЛДПР СМИ пишут с момента первых парламентских выборов в России в 1993 году, лидер организации Владимир Жириновский неоднократно это отрицал.
Однако в 2019 году сообщалось, что место в федеральном списке на выборах в Госдуму может стоить 100–200 млн рублей. Такие цифры, уточняет издание, предусмотрены для опытных депутатов, а новичкам сделка обойдется дороже — в 400 млн и больше.
Разочарование активистов29 марта заявления о выходе из пермского реготделения ЛДПР написали четыре члена партии. Все они связаны с депутатом гордумы Перми Ильей Лисняком, который покинул политическую организацию несколькими днями ранее.
— Прошла любовь, многие партийные инициативы последнего года так и не стали мне близки, а оставаться в партии «по инерции» никакого смысла не вижу, — сообщил журналистам Лисняк. Он пояснил, что планирует участвовать в сентябрьских выборах, но уже не от ЛДПР.
Ушедшая вслед за Лисняком Ирина Форсюк написала во «ВКонтакте», что ей стыдно за многие высказывания, а в региональном отделении установилась «крайне неблагоприятная атмосфера».
— Знаете, с каких слов начинается любое письмо пермского руководства партии депутатам, координаторам и активистам? Со слов «предлагаю» или «прошу»? Хрен там, всё преподносится со слов «обязываю», «требую» и «запрещаю». Такое надменное и грубое отношение к единомышленникам мне не близко совершенно, — пояснила активистка.
Она добавила, что лозунги «партийное обновление» и «ставка на молодежь» так и остались «лишь красивыми словами».
— Ассоциироваться с командой регионального отделения ЛДПР нет никакого желания, пойду в свободное политическое плаванье бороздить просторы личных независимых инициатив, — заявила Форсюк.
В конце марта URA.ru со ссылкой на источник сообщило, что пермское реготделение ЛДПР просит 2 млн рублей за выдвижение кандидатом в депутаты гордумы Перми. В партии эту информацию отрицают. По данным издания, за 2 млн человеку обещают лишь выдвижение и регистрацию в качестве кандидата, а ведение предвыборной кампании остается за ним.
По мнению старшего эксперта Института экономической политики имени Гайдара, члена совета фонда «Либеральная миссия» Сергея Жаворонкова, ЛДПР — не кузница кадров и не партия функционеров.
— Это вождистская партия одного человека, партия громких ораторов и популистов и, самое главное для семьи Жириновского, — это безусловно, бизнес-проект, причем организованный «понятийно». Владимир Вольфович прекрасно понимает, какую политическую черту нельзя переходить и где надо вовремя поддакнуть, — сказал он «Профилю».
Печать