22 апреля президиум генсовета и бюро высшего совета «Единой России» (ЕР) провели совместное заседание по подготовке программы партии к осенним выборам в Госдуму. Обычно подобные мероприятия проходят в рабочем порядке: партийцы как минимум не вступают друг с другом в ожесточенные споры. Однако в этот раз Вячеслав Володин фактически вступил в перепалку с секретарем генсовета «Единой России» Андреем Турчаком. Господину Володину не понравилось, что его коллеги до сих публично не обозначали лидеров региональных групп предвыборного списка партии и не обсудили с ними региональные аспекты программы.
Совместное заседание президиума генсовета и бюро высшего совета «Единой России» в четверг начиналось довольно спокойно. В своем выступлении председатель партии Дмитрий Медведев рассказал, что президент Владимир Путин в своем послании федеральному собранию поддержал многие инициативы партии власти.
«Наша задача с вами общая — выполнить поручения, которые были поставлены президентом, максимально быстро и эффективно, вести работу над законодательным обеспечением послания. Обсуждать ее с людьми нужно будет на всех уровнях представительной власти»,— напутствовал партийцев господин Медведев.
Однако внезапно на рядовом партийном мероприятии разгорелся конфликт: глава высшего совета партии Борис Грызлов заявил, что свою предвыборную программу партия примет в августе.
«Поздновато в августе. За месяц до выборов получается будет программа? Мне кажется программу надо делать раньше и самое главное ее опубличивать»,— среагировала председатель Совфеда Валентина Матвиенко.
Однако защищать процесс подготовки документа стал не Борис Грызлов, а секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак. Он сообщил, что предвыборный съезд партии пройдет в три этапа: в июне, в августе и в сентябре после выборов. По итогам первого будет принята основа программы, а потом кандидаты ЕР отправятся в регионы собирать предложения избирателей, а в августе будет утвержден окончательный вариант документа.
После этого пояснения уже сам Дмитрий Медведев стал настаивать, что и первый вариант программы должен быть опубликован в июне: «Чтобы нам потом и наши оппоненты не воткнули здесь и не сказали: "А непонятно, с чем эти товарищи идут на выборы"».
Идея публиковать окончательный вариант программы за месяц до выборов не понравилась и спикеру Госдумы Вячеславу Володину: «Время уйдет! Выборы — это материя текучая. Если мы оставим это на последний месяц, то есть риски».
Господин Володин упрекнул своих коллег и в том, что они не привлекают к работе над документом потенциальных лидеров региональных списков.
Он заявил, что партии уже пора объявить их публично и привлечь к обсуждению региональных компонентов программы: «Не хочу никого расстраивать с рейтингами "Единой России", но рейтинг Сергея Собянина в разы отличается в положительную сторону. Чтобы сшить его рейтинг с рейтингом партии нужно время. Также, как и рейтинг Валентины Ивановны в Санкт-Петербурге». Тут Вячеслав Володин ударил по больному, снижающимся электоральным показателям партии.
С его слов выходило, что пока партийцы лидеров региональных списков не выбрали или по крайней мере не сообщили об этом (отметим, сообщений о том, что Сергей Собянин возглавит список «Единой России» до сих пор не было). «Люди будут говорить как: мы мэра поддерживаем, но причем тут партия»,— пояснил спикер Госдумы. Такие люди, по его словам, смогут в отличие от «партийных функционеров» донести до избирателей программу понятным им языком и привел в пример главу «Ростеха» Сергея Чемезова, который, по словам господина Володина, в отличие от партийных функционеров знает «особый язык» людей, работающих в его отрасли.
Господин Володин призвал как можно быстрее публично собрать будущих лидеров ЕР на выборах: «Может, не откладывать это на после праймериз?». И тут же их фактически назначил: «Если мы знаем, что у Собянина рейтинг есть и мы понимаем, что он партии нужен? Или тот же Фарид Мухаметшин (председатель Госсовета Татарстана.— “Ъ”), или Сергей Аксенов (глава республики Крым.— “Ъ”), или Алексей Гордеев (вице-спикер Госдумы.— “Ъ”), или Валентина Матвиенко! Ну, давайте их соберем и решение какое-то примем, оно должно быть публично!»
Думаю, никто здесь не сомневается, что мы занимаемся не теорией, а практикой. И естественно лидеры территориальных групп уже знают о том, что они эти группы возглавляют»,— принялся защищать партийный подход Андрей Турчак.
Он пообещал, что программа будет написана на доступном языке и снабжена понятной для избирателя инфографикой. «У нас трансляция закончилась онлайн?» — попытался он перевести дискуссию в непубличную плоскость.
«А у нас была трансляция?» — усмехнулся Вячеслав Володин.
«Вы честно сказали об определенных проблемах внутри партии. Ну нормально, а чего?» — попытался снизить накал Дмитрий Медведев. Он пообещал, что программа партии будет написана так же стилистически хорошо, что и прошлая, которую он писал вместе с Вячеславом Володиным и другими коллегами.
«Идет нормальное обсуждение. Просто приятно, что мы с вами не по телевизору это все обсуждаем. Кстати, по телевизору иногда, если по-честному, и спорить то не хочется»,— заключил господин Медведев.
Печать