Фото с сайта: wikipedia.org
Версия теракта в качестве причины катастрофы на Чернобыльской АЭС рассматривалась всерьез, любая информация перепроверялась самым тщательным образом с привлечением специалистов разного профиля, рассказал в интервью РИА Новости генерал-майор ФСБ России в отставке Анатолий Ткачук, в свое время занимавший должность начальника оперативной группы КГБ СССР по войскам чернобыльской зоны.
Авария на Чернобыльской АЭС произошла 35 лет назад, в ночь на 26 апреля 1986 года, когда взорвался реактор РБМК-1000 энергоблока №4. В окружающую среду оказалось выброшено большое количество радиоактивных веществ. Согласно выводам экспертов, основной причиной случившегося стали грубые нарушения правил эксплуатации АЭС, допущенные персоналом четвертого блока – его действия привели к тому, что реактор, имевший ряд конструкционных недостатков, попросту не мог не взорваться.
Как отметил Ткачук, версия теракта "рассматривалась очень серьезно".
"Мы опрашивали многих людей, которые были свидетелями необычных явлений, которые косвенно могли говорить об вмешательстве человека. На любые эти заявления надо было обязательно обращать внимание, скрупулезно проверять их", - рассказал он.
В то же время, по словам ветерана ФСБ, изучалась вся история Чернобыльской АЭС с момента начала ее строительства. "Оказалось, что было очень много данных, которые докладывались в Москву и по линии атомной энергетики, и по линии КГБ о том, что при сооружении АЭС имелось много нарушений – и по технологии, и по качеству материалов, и так далее. И эта версия тоже была – не явился ли причиной аварии, скажем, обрушение каких-то конструкций?" - сообщил Ткачук.
Все версии тщательно дополнялись и анализировались разными специалистами, отметил он.
"В конце концов, после расследования, как мы знаем, причиной аварии были названы действия персонала четвертого энергоблока, человеческий фактор, который завел реактор в состояние, когда взрыв был неизбежен", - напомнил собеседник агентства.
Ткачук отметил, что рассекреченные ранее документы КГБ свидетельствуют о том, что дисциплина персонала Чернобыльской АЭС оставляла желать лучшего. "Наверное, люди думали, что такого рода аварий быть не может, и были уверены, что реакторы совершенно безопасны. Благодушие имело место", - выразил мнение ветеран ФСБ.
Собеседник агентства также рассказал, что иностранные разведки с помощью завербованных граждан СССР сразу после аварии на Чернобыльской АЭС хотели получить информацию о том, что там происходит. Кроме того, по его словам, за рубежом хотели знать, какие меры безопасности в атомной энергетике надо предпринимать и что учитывать в развитии ядерных вооружений, а также пытались получить данные о методах работы советской гражданской обороны, армии, медицины и других служб в условиях чрезвычайной ситуации.
В рассекреченных ранее документах КГБ отмечалось, что по мере того как обстановка на площадке станции более-менее нормализовалась, туда все чаще в составе иностранных делегаций под видом ученых и журналистов стали приезжать кадровые сотрудники спецслужб.
"Но это именно кадровые сотрудники разведок. А нам ведь еще надо было не допустить проникновения в район атомной станции их агентуры, то есть завербованных советских граждан… И требовалось пресечь попытки вынести за пределы чернобыльской зоны разные предметы, материалы, интересовавшие иностранные разведслужбы", - добавил Ткачук.
Сотрудники КГБ, по его словам, успешно выявляли таких людей, многие из которых "инициативно и как-то уж очень настойчиво писали рапорты с просьбой направить их в Чернобыль".
Как отметил ветеран спецслужб, контрразведка со своей задачей справилась.
"Кому не надо было знать, что не надо, они не получили. Утечек информации мы не допустили. Но зато накопили опыт, как в таких экстремальных ситуациях данные могут получены сторонними лицами, и как этому противодействовать. Хотя к тому времени уже был налажен процесс информирования международного сообщества", - сказал он.
Печать