Скоро выборы в Законодательное собрание Нижегородской области. Большинство экспертов сейчас обсуждают конкретных кандидатов, которые выдвинулись на праймериз «Единой России». Но давайте подумаем, а кто из партий пройдет в новый созыв областного парламента? С четверкой парламентских все ясно. А будет ли пятая? И если да, то какая конкретно?
Если бы я писал эту статью несколько месяцев назад, то на первое место по возможности вхождения в новый созыв ЗС НО я бы поставил партию «За правду» Захара Прилепина. Прилепин показал на примере Рязанской области в прошлом году, что его партия может преодолеть пятипроцентный барьер. Но «За правду» влилась в «Справедливую Россию», и это уже совсем другая история.
Можно было говорить еще об одной партии, которая влилась в СР – «Патриотах России». Тем более, что в прошлом созыве думы Нижнего Новгорода был ее представитель Михаил Кузнецов, и даже возглавлял комиссию по экологии и был замглавы города. Но «Патриоты» не стали избираться в Заксобрание даже при Олеге Сорокине в 2016 году, хотя он им покровительствовал. Так почему они могут избраться сейчас?
«Российская партия пенсионеров»Можно применить другую логику – а кто из партий вообще «выстреливал» в Нижегородской области в последние годы? Берем, конечно, годы при губернаторе Глебе Никитине, то есть с 2017 года.
И здесь на ум сразу приходит «Партия пенсионеров», потому что их кандидат – Александр Быков – участвовал в выборах губернатора в 2018 году. Мало того, он был единственным представителем непарламентских партий. Занял, конечно, пятое место с 3,26% голосов.
Но в 2018 году было понятно, зачем в выборах участвовала ПП – из-за пенсионной реформы, чтобы оттянуть на себя протестные голоса тех, кто был недоволен реформой. Сейчас антипенсионная тематика не является актуальной, поэтому выставлять «Партию пенсионеров» на выборы в Заксобрание не представляется логичным. Она уже соберет не гневный протест, а заберет голоса от «Единой» и «Справедливой России», которые тоже делают акцент на социальной повестке.
«Новые люди»Еще один достаточно свежий вариант – партия «Новые люди». Они уже взяли места в разных представительных органах власти в России, были очень активны на выборах в думу Нижнего. Причем их активность была рассчитана именно на партию, а не на конкретных кандидатов (хотя в гордуме списков нет, только одномандатники). Если на выборах в Заксобрание они потратят так же много денег на рекламу, агитаторов, политтехнологов, то теоретически у них есть все шансы преодолеть пятипроцентный барьер и провести одного человека в ЗС НО.
Но вот здесь и возникает проблема – у «Новых людей» этих самых людей попросту нет. Они до сих пор не смогли привлечь в ряды партии хоть сколько-нибудь значимых персон из Нижегородской области. В основном это молодежь, но у ней мы или молодые бизнесмены. Даже лидера регионального отделения – Михаила Холина – никто особо не знает. А чтобы идти в ЗакС с желанием провести хотя бы одного человека, нужно как минимум иметь этого человека во главе списка, чтобы он был предсказуем для всех участников политического процесса.
Говорят, что «Новые люди» - это прокремлевская партия, и администрация президента может спустить в регионы задачу избрать ее членов в областные парламенты. Но по Нижнему я совершенно не вижу административной и кремлевской поддержки у «Новых людей». Если бы она была, то намного проще было бы провести через эту партию понятного для власти человека.
«Партия Роста»И вот здесь мы приходим к третьей партии, которая может реально пройти в новое Заксобрание – это «Партия Роста».
Во-первых, это партия, которую поддерживает кремль на всероссийском уровне – все-таки ее возглавляет бизнес-омбудсмен Титов. Это партия, которая идеологически привлекает малый и средний бизнес, городских жителей, интеллигенцию. Не неконтролируемую оппозицию, как «Новые люди», не пенсионеров, как «Партия пенсионеров», а вполне себе хороший по качеству электорат, у которого нет своей партии. Потому что «Правое дело» и «Гражданская платформа» слились, а «Яблоко» маргинализировалось (собственно, поэтому даже не вношу эту партию в список потенциально проходных).
«Партия Роста» близка к власти, и в Нижегородской области тоже. Все же помнят, как Жанна Скворцова вышла из «Единой России» и избралась в гордуму от «Партии Роста». Для этого последней даже пришлось снять весь список с выборов.
Во-вторых, как я уже написал, у «Партии Роста» уже есть представительство в Думе Нижнего Новгорода. Зачем искать лучшее в хорошем, если с «Партией Роста» все понятно? Многопартийность покажем, для этого хватит и одной непарламентской партии.
В-третьих, у «Партии Роста» в Нижнем есть явный лидер – бизнес-омбудсмен Павел Солодкий. Он и так имеет статус практически пятьдесят первого депутата, уважаем в бизнес-кругах, является хорошим лоббистом. При этом сам он вряд ли пойдет в Заксобрание, но может возглавить список и провести второго номера. А это уже может быть не бывший депутат-коммунист Александр Кузнецов или осужденный министр промышленности Денис Лабуза, а кто-то близкий и понятный для власти, какой-нибудь бывший «единоросс», которому не хватило места в списках партии власти.
Печать