Фото с сайта: pixabay.com
В преддверии выборов в бундестаг блок партий ХДС/ХСС намерен перетянуть часть голосов избирателей путем внесения изменений в федеральный закон о защите климата. В условиях, когда отрыв «Зеленых» продолжает увеличиваться, руководство ХДС/ХСС делает ставку на главный козырь в их рукаве, а именно — на административный ресурс и факт пребывания союза у власти. Вместе с тем борьба за политические очки и статус «самой экологически дружелюбной партии» может повлечь за собой серьезные финансовые расходы и ознаменовать отход от принципа первостепенной значимости экономики.
После недавнего постановления Конституционного суда ФРГ о необходимости внесения поправок в федеральный закон о защите климата две ключевые фигуры блока ХДС/ХСС — Армин Лашет и Маркус Зёдер — независимо друг от друга выступили с заявлениями о важности постановки более амбициозных климатических целей. Так, Армин Лашет потребовал повышения цен на выбросы парниковых газов, отметив что «климатическая нейтральность немецкой экономики должна быть достигнута намного раньше середины этого века». Президиум ХДС согласился с важностью запуска единого рыночного механизма по торговле квотами на выбросы, пообещав при этом добиваться упразднения закона о возобновляемых источниках энергии и снижения цен на электричество. Более радикальной была и позиция Лашета по вопросам ограничений на использование угля.
Председатель ХСС Маркус Зёдер, в свою очередь, отметил необходимость оказания финансовой поддержки для стимулирования ограничений на уголь. «Больше денег для меньшего количества угля», — заявил Зёдер, отметив, что посредством дотаций Германия может отказаться от его использования раньше установленного 2038 года. В вопросах о сроках достижения климатической нейтральности премьер-министр Баварии был еще более амбициозен и обозначил 2040 год вместо ранее запланированного 2050-го. Единственное, в чем президиум ХСС пока что уступает «Зеленым», — стоимость выбросов углекислого газа. По словам генерального секретаря партии Маркуса Блюма, «цена в 60 евро за 1 тонну с 2023 года, предлагаемая „Зелеными“, является явно слишком высокой, оптимальной выступает стоимость в 45 евро». Тем не менее повышение до указанного уровня будет означать почти двукратный рост: с начала года в Германии установлена цена в 25 евро за тонну. «Задача поколений состоит в том, чтобы установить связь между экономикой и защитой климата», — заявил Маркус Зёдер, не уточнив при этом, за чей счет должно происходить «установление этой связи».
Столь резкое обращение ХДС/ХСС к теме важности защиты климата можно объяснить лишь одним фактором, а именно — упрочнением позиций «Зеленых» в предвыборных опросах и увеличивающимся отставанием правящего блока. Союз, осознавая возрастающую значимость климатической повестки, пытается зарекомендовать себя как «экологически дружелюбную» политическую силу, попутно теряя остатки своего консервативного облика. Идеологический и программный кризис, нависший над христианскими демократами и усугубляемый отсутствием времени на переосмысление, подталкивает партию к более популистской и, на первый взгляд, более политически выгодной повестке.
Блок ХДС/ХСС переживает трансформацию из силы, воспринимающей вопросы защиты окружающей среды скорее как «дорогое хобби» и выступающей за «примат экономического развития», в партию, которая пытается подражать «Зеленым», не осознавая при этом, что вместо приобретения симпатий более прогрессивной части электората способна потерять остатки консервативных избирателей. Председатель ХДС Армин Лашет, хоть и сменивший тон на более радикальный, но по-прежнему сохраняющий объективный взгляд по меньшей мере на темпы сокращения использования угля (свидетельством этого может служить политика против новых федеральных соглашений по данному вопросу), представляется фигурой, которая способна хоть как-то сохранить старую повестку партии.
Массовая климатическая истерия, усугубляющаяся приближающимися выборами в Германии, не оставляет времени на экономические расчеты и трезвую оценку все более амбициозных целей. Последним научным исследованием, проанализировавшим влияние «зеленой политики» на немецкую экономику, было, к слову, исследование Стэнфордского университета от 2013 года. Модель, выбранная для анализа, оценивала стоимость 80-процентного сокращения выбросов углекислого газа к 2050 году, что куда менее амбициозно, чем новые заявления и цели немецких политиков. Исследование приходит к выводу, что вплоть до 2030 года Германия будет терять до 4,3% ВВП ежегодно, что эквивалентно 161 млрд евро. Если сравнить эти цифры со сметами бюджетных расходов, то выяснится, что потери будут превышать совокупные федеральные расходы на образование.
«Климатические издержки» делают каждую рядовую немецкую семью из четырех человек беднее на 8 100 евро. В 2040 году немецкая экономика будет терять уже до 351 млрд евро ежегодно, что значительно выше сегодняшних расходов на образование, культуру, жилищное строительство, суды, полицию, тюрьмы и оборону вместе взятые. В 2050 году уровень экономического развития Германии будет таким же, каким бы он был в 2041-м, при условии, если бы климатической политики не было. Важно понимать, что данные цифры не учитывают ни новых амбициозных целей достичь экологической нейтральности уже в 2040 году, ни предлагаемых Зёдером «угольных дотаций», ни новых тарифов на выбросы углекислого газа. Все это падет тяжелым бременем на плечи рядовых немецких граждан, которые, к слову, в свете недавних заявлений председателей ХДС и ХСС лишились альтернативы на благополучное, хоть и не самое «экологически дружелюбное» будущее.
Печать