Фото с сайта: wikipedia.org
Первый президент Армении Левон Тер-Петросян, которому сейчас 76 лет, на днях поведал обществу, что в свое время выступал с предложением объединиться в единый предвыборный блок против власти Никола Пашиняна с двумя другими экс-президентами республики — Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном. Однако данная инициатива была мягко отклонена последними, а сам Тер-Петросян был раскритикован за раскрытие деталей с конфиденциальной встречи. Эксперты в Ереване, опрошенные ИАЦ VERELQ, считают, что Тер-Петросян, выступавший в качестве наставника Никола Пашиняна в период до «бархатной революции» 2018 года, сейчас ведет тонкую игру, с одной стороны дистанцируясь от Пашиняна, бесславно проигравшего войну в Карабахе, с другой — ставя в неудобное положение Кочаряна и Саргсяна, а с третьей — открывая популистский дискурс для своей партии «Армянский национальный конгресс» (АНК). О замысле и значении инициатив Тер-Петросяна перед выборами и реакции экс-президентов Сержа Саргсяна и Роберта Кочаряна корреспондент издания побеседовал с политтехнологом Вигеном Акопяном и аналитиком Акопом Бадаляном.
— Скажите пожалуйста, почему Левон Тер-Петросян решил именно сейчас заявить о своей отвергнутой инициативе идти на досрочные парламентские выборы в едином блоке с экс-президентами Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном? В чем состоит его расчет?Виген Акопян: Думаю, Тер-Петросян преследует несколько целей. Во-первых, он пытается избавиться от клейма политического «отчима» Никола Пашиняна, называя его «национальной катастрофой». Это важно, особенно в предвыборный период, когда часть общества обвиняет Пашиняна в поражении в прошлогодней войне. С другой стороны, он пытается позиционировать себя как политика, который думает об интересах государства, готов оставить в стороне острые разногласия с политическими оппонентами, не боясь даже обвинения своих сторонников, ставя задачи национального масштаба. С другой стороны, он оставляет место для будущих обвинений в адрес оппозиции, если у той не получится взять власть по итогам намеченных на 20 июня досрочных парламентских выборов. Тогда он может спокойно заявлять о том, что причиной провала оппозиции является отказ второго и третьего президентов консолидироваться против Пашиняна.
Помимо этого, есть и просто электоральный расчет. Все же он лидер партии, должен думать и о расширении своей электоральной базы. Раз он заговорил о своем отвергнутом предложении и периодически критикует Пашиняна, скорее всего это значит, что «Армянский национальный конгресс» примет участие в выборах. Он создает свою предвыборную площадку, снабжая ее темами собственного «производства». В предвыборный период этот вопрос часто будут адресовать лидерам оппозиции. Роберта Кочаряна уже спросили журналисты об этом перед митингом оппозиции 9 мая. Тер-Петросян — опытный политик и хорошо понимает, что оппозиционно настроенная часть общества, особенно в условиях нынешней политической фрагментации, мечтает о консолидации. И он преднамеренно сообщил о своей безуспешной инициативе. Ведь, выступив с предложением, хорошо понимал, что получит отказ. Ему нужен был этот отказ, чтобы потом публично указать на «виновников» раздробленности оппозиции.
Акоп Бадалян: Заявление Тер-Петросяна, адресованное экс-президентам, думаю, в первую очередь связано с мотивами и расчетами руководимой им политической силы принять участие в будущих выборах. То есть первый президент таким образом пытается создать определенное поле для принятия решения по поводу участия или неучастия АНК на этих выборах. Он расчетливый человек, прагматик, в связи с этим данное заявление носит в себе существенный электоральный заряд. Будучи руководителем АНК, у него есть определенная ответственность по поводу его деятельности и перспектив. Объективно он единственная фигура в данной политической партии, которая может предопределить роль партии в будущих выборах. Говоря о необходимости национальной консолидации и указывая на виновников ее отставания, Тер-Петросян желает получить поддержку людей, которые разочаровались в Пашиняне, но не намерены голосовать за блок Кочаряна.
— Второй и третий президенты уже ответили Левону Тер-Петросяну. Какой вывод можно сделать из их реакции? Они поняли, какие задачи хотел решить первый президент, «рассекретив» свою инициативу?Виген Акопян: Серж Саргсян и Роберт Кочарян достаточно сдержанно и корректно отреагировали на заявление Тер-Петросяна. Качество их ответов свидетельствует по крайней мере о том, что они не намерены сжигать мосты и оставляют место для возможного будущего сотрудничества. Они просто не вступили в дискуссию с первым президентом. Думаю, они не сжигают мосты сотрудничества с Тер-Петросяном, поскольку видят возможность для сотрудничества с АНК в будущем в каком-то формате, в том числе по итогам выборов в парламенте, если все они пройдут в Национальное собрание. В принципе, Роберту Кочаряну на руку участие партии Тер-Петросяна в выборах, поскольку за него будут голосовать потенциальные избиратели Пашиняна. Они сейчас разочарованы в Пашиняне, но поддержали его во время «бархатной революции» и сейчас находятся в бесхозном состоянии. Это социальная прослойка все равно не будет голосовать за Кочаряна, но Пашинян еще имеет шанс консолидировать этот электорат в зависимости от уровня раздувания угрозы, якобы исходящей от прежних властей в лице Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. Однако в одном Пашиняна никто не может превзойти: он со своей проблемной политикой сумел подтолкнуть трех президентов к сотрудничеству, чего не было с 1998 года.
Акоп Бадалян: Интересно то, что в своих ответах Серж Саргсян и Роберт Кочарян не опровергли слова Тер-Петросяна, а лишь заявили о некорректности огласки содержания закрытой встречи без их согласия. Я склонен думать, что на этой встрече обсуждалась не только инициатива Тер-Петросяна по консолидации усилий трех президентов. Кочарян и Саргсян намекнули, что и они могут обнародовать определенные детали этой встречи, что может не понравиться Тер-Петросяну. В связи с этим не исключено, что содержание встречи трех президентов имело более широкий контекст. Не думаю, что они собрались для того, чтобы ознакомиться с предложением Тер-Петросяна и не согласиться с ним.
В реакции же Сержа Саргсяна было интересно то, что формат консолидации, по его словам, был бы полноценным при участии всех экс-президентов. Фактически он указывал на то, что первым отказался от предложения Тер-Петросяна именно Роберт Кочарян. Здесь мы имеем дело не с простой схемой — предложение и отказ, а со сложными отношениями трех бывших президентов, которые не ограничиваются лишь внутриполитической повесткой Армении и имеют другие разветвления. В этом плане вызывает интерес и ответ Роберта Кочаряна, который на своей пресс-конференции 9 мая призвал первого и третьего президентов бороться против властей, вне зависимости от формата этой борьбы. Он фактически усомнился в том, что реальной целью предложения Тер-Петросяна является отстранение Пашиняна от власти.
Печать