Фото с сайта: pixabay.com
Антикоррупционные скандалы, подготовка к выборам в Госдуму, вакцинация от COVID-19, а также инфраструктурное развитие регионов стали главными факторами, повлиявшими на позиции губернаторов в мае. Об этом говорится в рейтинге влияния глав субъектов, подготовленном АПЭК (исследование имеется в распоряжении «Известий»). Как отмечают его авторы, в перспективе источником рисков для губернаторов останутся политические конфликты, борьба с коронавирусом и лесными пожарами. Эксперты считают, что факты коррупции не стали более частыми, просто из-за пандемии на них обращают особое внимание.
Усилили влияние
Тройку лидеров в группе с очень сильным влиянием в мае возглавили мэр Москвы Сергей Собянин, глава Чечни Рамзан Кадыров и глава Татарстана Рустам Минниханов. Как отмечают авторы исследования, по сравнению с апрелем они сохранили позиции благодаря экономическим показателям и отношениями с федеральным центром.
На четвертом месте в этот раз оказался губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, который усилил свои позиции в рейтинге на четыре пункта. Как поясняют в АПЭК, плюсами для него стали хорошая организация Петербургского экономического форума и Невского международного экологического конгресса. Также Александр Беглов повысил свое влияние благодаря высокому результату на праймериз «Единой России» спикера заксобрания города Вячеслава Макарова, который после 10 лет работы в парламенте с большой степенью вероятности станет депутатом Госдумы. Это говорит о реализации ожиданий по обновлению состава заксобрания Северной столицы.
Также в этой группе укрепили свои позиции губернаторы Новгородской, Челябинской областей и ЯНАО. Андрей Никитин перешел с 15-го на 13-е место в результате реализации проекта Минэкономразвития по созданию особой экономической зоны в Новгородской области. Алексей Текслер (с 16-го на 14-е место) укрепил свои позиции после проведения под председательством вице-премьера Виктории Абрамченко совещания по реализации федерального проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экология» в Челябинской области.
Заявление вице-премьера Марата Хуснуллина о необходимости в кратчайшие сроки начать строительство Северного широтного хода, а также сообщения о сокращении объема госдолга ЯНАО в течение 2020 года примерно на 40% способствуют укреплению позиций губернатора Дмитрия Артюхова (перешел с 17-го на 16-е место в рейтинге).
Впервые в группу очень сильного влияния вошли главы Красноярского края Александр Усс и Свердловской области Евгений Куйвашев. Первый повысил свой результат после рабочих встреч с Владимиром Путиным (с 23-го на 15-е место). Второй — после появления информации о желании переизбраться губернатором субъекта на новый срок (с 24-го на 20-е место).
Вторую группу рейтинга губернаторов с сильным влиянием возглавил врио главы Дагестана Сергей Меликов, который за месяц поднялся на один пункт (с 22-го на 21-е место). Вместе с ним в этом блоке исследования свои позиции значительно укрепили губернатор Удмуртии Александр Бречалов (с 30-го на 25-е место), врио главы Белгородской области Вячеслав Гладков (с 41-го на 29-е место), губернатор Саратовской области Валерий Радаев (с 38-го на 32-е место), врио главы Мордовии Артем Здунов (с 45-го на 39-е место), глава Чувашии Олег Николаев (с 49-го на 43-е место), Тамбовской области Александр Никитин (с 51-го на 45-е место) и врио губернатора Пензенской области Олег Мельниченко (с 58-го на 50-е место).
Лидером третьей группы рейтинга со средним влиянием в мае стал врио главы Астраханской области Игорь Бабушкин (с 47-го на 51-е место). Также в этой группе свои позиции весомо укрепили врио губернатора Ульяновской области Алексей Русских (с 60-го на 55-е место), губернатор Омской области Александр Бурков (с 63-го на 56-е место), глава Томской области Сергей Жвачкин (с 69-го на 61-е место), НАО Юрий Бездудный (с 68-го на 63-е место), Курганской области Вадим Шумков (75-го на 69-е место).
Сильнее всего в мае потеряли влияние главы ХМАО, Сахалинской области и Якутии. Наталья Комарова оказалась на грани вылета из группы губернаторов с очень сильным влиянием (с 13-го на 19-е место) на фоне скандала с выделением земли в Сургуте, к которому могут оказаться причастны два ее заместителя Алексей Охлопков и Вадим Шувалов. Следственный комитет возбудил по данному факту уголовное дело.
На позиции руководителей субъектов в апреле больше всего влияли публичные конфликты и коррупционные скандалы
Два губернатора в группе с очень сильным влиянием удержаться не смогли. Речь идет о губернаторе Сахалинской области Валерии Лимаренко (с 14-го на 23-е место), к команде которого сейчас приковано внимание правоохранительных органов, а также получившего порцию критики от полпреда ДФО Юрия Трутнева за слабые темпы расселения людей из аварийного жилья.
Также из этой группы вылетел глава Якутии Айсен Николаев (с 20-го на 28-е место). В АПЭК объясняют это двумя факторами: задержание правоохранительными органами замминистра сельского хозяйства региона Василия Афанасьева, а также негативным резонансом после заявления об обязательной массовой вакцинации жителей от COVID-19.
Во второй группе рейтинга позиции существенно ослабли у губернатора Севастополя Михаила Развожаева (с 25-го на 30-е место), Воронежской области Александра Гусева (с 31-го на 38-е место), Псковской области Михаила Ведерникова (с 40-го на 49-е место). Между тем губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин (с 47-го на 51-е место) и глава Ингушетии Махмуд-Али Калиматов (с 50-го на 57-е место) группу с сильным влиянием покидают.
В третьей — АПЭК обращает внимание на понижение позиций врио главы Хабаровского края Михаила Дегтярева (с 62-го на 68-е место). Причиной тому был выход из ЛДПР члена Совета Федерации от Хабаровского края Сергея Безденежных, который стал негативным информационным поводом.
Также авторы исследования обращают внимание на обыски в администрации Оренбурга, которые создали проблемный информационный фон для губернатора Оренбургской области Дениса Паслера (с 71-го на 72-е место).
В тройке губернаторов с самым низким рейтингом влияния в мае оказались глава Марий Эл Александр Евстифеев (83-е место), губернатор Орловской области Андрей Клычков (84-е место) и глава Хакасии Валентин Коновалов (85-е место).
— Главная причина наиболее значительных падений губернаторов в рейтинге — аресты представителей региональных управленческих команд или другие ясно выраженные «знаки внимания» правоохранительных органов. Очевидно, что влияние главы субъекта в подобном случае серьезно ослабевает — по крайней мере ситуативно, — пояснил «Известиям» глава АПЭК Дмитрий Орлов.
Суд не счел убедительными аргументы в пользу домашнего ареста для фигурантов дела о взятке пензенскому губернатору
Глава национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов считает, что факты коррупции, которая подразумевает не только дачу взятки деньгами, но и, например, лояльное отношение, раздражают население особенно сейчас, в период пандемии и неблагоприятной экономической ситуации. Именно поэтому они стали более заметными и чувствительными. По его словам, управлять регионами приходят неплохие ребята, но они играют в президентов, хотя ими не являются, отметил эксперт.
В число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в мае 2021 года, входят подготовка к парламентской кампании, организация международных форумов, инфраструктурное развитие регионов, проведение вакцинации от коронавирусной инфекции, а также антикоррупционные мероприятия властей, уточняется в исследовании.
Среди тенденций, которые в перспективе могут повлиять на рейтинг губернаторов: подготовка к предвыборным съездам партий и вероятность политических конфликтов, которые возрастут на фоне выборов в Госдуму. Также, по мнению Дмитрия Орлова, источником политических рисков в будущем останется группа тем, связанных с пандемией, и борьба с лесными пожарами и их последствиями.
Печать