Фото с сайта: wikipedia.org
Из состава Минской группы уходят два представителя ОБСЕ, работавшие с начала конфликта, – Тони Фриш и Пьер Морель. Об этом сообщил член украинской делегации Сергей Гармаш. Он выразил надежду на то, что новые представители ОБСЕ, которые еще не назначены, будут менее лояльно относиться к представителям ДНР/ЛНР. Независимо от кадровой ротации сейчас работа Минской группы практически заблокирована.
На этой неделе видеоконференция группы снова закончилась безрезультатно. Украинская делегация в сообщении по итогам переговоров заявила, что ее предложения по возвращению к режиму полного прекращения огня, по разблокированию работы контрольно-пропускных пунктов на линии разграничения, по согласованию плана разминирования и графика ремонтных работ на ключевых объектах критической инфраструктуры «остались без должной реакции российской стороны». Переговоры об обмене удерживаемыми лицами еще раньше зашли в тупик.
В то же время украинская сторона сообщает об увеличении числа обстрелов в зоне конфликта. Если в начале месяца по позициям ВСУ наносилось в среднем 5 ударов в сутки, то по состоянию на 23 июня было зафиксировано более 20 ударов. В официальной сводке штаба украинской Операции Объединенных сил сказано, что в среду противник применял минометы 82-го и 120-го калибра, ручные и станковые противотанковые гранатометы, крупнокалиберные пулеметы, артиллерийские системы 122-го калибра. В ВСУ перечислили десяток населенных пунктов в Донбассе, возле которых обострилась ситуация.
В условиях, когда лидеры Нормандского формата пока даже не планируют встречу, а Минская группа не может договориться по самым простым тактическим вопросам, обострение может привести к срыву перемирия, объявленного с августа прошлого года. Глава украинской делегации в трехсторонней контактной группе Леонид Кравчук на днях сказал телеканалу «Украина 24», что, по его мнению, надежды на урегулирование нет до тех пор, пока в Минские соглашения не будут внесены коренные изменения. Политик подчеркнул, что Киев не отказывается от выполнения Минских соглашений, но настаивает на новом подходе. Как ранее писала «НГ», позиция украинской стороны заключается в том, чтобы разделить соглашения на два блока – пункты, посвященные обеспечению безопасности в регионе, и пункты, связанные с политическим урегулированием. Предлагается выполнить вначале первый блок, затем второй. В ДНР/ЛНР требуют выполнять Минские соглашения в том порядке, в котором записаны их пункты, то есть перемежая решения, связанные с безопасностью, политическими решениями. Российская сторона поддерживает именно такой подход.
Противоречия по поводу последовательности действий возникли еще в 2014 году, сразу после подписания Минских соглашений. Глубинная причина этих противоречий остается актуальной до сих пор: Киев нацелен на ликвидацию ДНР/ЛНР, а республики и разделяющая их мнение российская сторона настаивают на особом статусе как форме их легализации. Свое видение золотой середины в этом споре предложил в 2015 году представитель ОБСЕ в политической подгруппе на Минских переговорах Пьер Морель, который сейчас выходит из переговоров. Идеи французского дипломата были обнародованы в СМИ под названием «план Мореля». Суть сводилась к тому, чтобы Верховная рада Украины приняла специальный закон об особых правилах проведения выборов местных органов власти в неподконтрольных Киеву районах Донбасса. Например, общий контроль над выборами могла бы осуществлять украинская Центральная избирательная комиссия, а все избиркомы городского, поселкового, сельского уровней могли бы формироваться из местных жителей.
Выборы предлагалось проводить по мажоритарной системе (для кандидатов мог быть введен ценз оседлости – не менее пяти предшествующих выборам лет проживания на данной территории), но не исключалось участие украинских партий, которые до войны имели свои ячейки в Донбассе. Пункты Минских соглашений, посвященные безопасности (прекращение огня, отвод войск), должны были в ходе предвыборной кампании выполняться вперемешку с политическими решениями Киева (амнистия участникам боевых действий против ВСУ, закон о расширенных полномочиях местных органов власти в Донбассе).
На официальном уровне «план Мореля» так и не был представлен. В 2015-м пятый украинский президент Петр Порошенко отказался его анализировать публично, заявив, что речь идет только о личном мнении представителя ОБСЕ на Минских переговорах. По каким причинам в Киеве прохладно восприняли инициативу, объяснила в комментарии DW аналитик фонда «Демократические инициативы» им. И. Кучерива Мария Золкина. По ее словам, реализация задумки французского дипломата привела бы к легализации ДНР/ЛНР и к наделению этих образований особым статусом в составе Украины: «Мы будем обязаны экономически и финансово эти территории содержать, но административно и политически не иметь никакого влияния на то, что там происходит».
Эти предостережения звучат в Киеве до сих пор. Украина стремится вернуть полный контроль над всей довоенной территорией Донецкой и Луганской областей. Делегация в Минской группе в связи с этим надеется на взаимопонимание со стороны новых представителей ОБСЕ, чьи имена еще не названы. Сергей Гармаш, написавший в соцсети об уходе двух работавших ранее дипломатов-посредников, обратил внимание, что Фриш и Морель лояльно относились к участвующим в переговорах представителям Донецка и Луганска: «Фриш вчера на рабочей группе пожелал всего наилучшего «гражданам Донбасса», но почему-то не вспомнил о гражданах Украины... Сегодня Морель называл «главами делегаций» представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей (представителей ДНР/ЛНР. – «НГ»)».
Гармаш отметил, что страны «большой семерки» считают Россию «стороной конфликта, а не посредником», но некоторые представители ОБСЕ на переговорах по урегулированию воспринимают Россию как посредника и «делают все, чтобы субъективизировать отдельные районы Донецкой и Луганской областей». Член украинской делегации отметил: «В любом случае эти люди ушли, а значит, есть шанс, что новые модераторы (от ОБСЕ. – «НГ») будут руководствоваться в дипломатическом процессе все же документами, а не «традициями»… Сегодняшнее (от 23 июня) заседание трехсторонней контактной группы может стать переломным в минском процессе. А может и не стать, но слабый шанс есть».
Отметим, что Минская группа была создана для решения тактических, рабочих вопросов, связанных с конфликтом. Стратегией урегулирования должна заниматься «нормандская четверка». Этот уровень вызывает все больше нареканий и опасений в Киеве. Лидер оппозиционной партии «Гражданская позиция», экс-министр обороны Украины Анатолий Гриценко, по сообщению издания «Главком», обратил внимание, что президент РФ может быть приглашен на саммит Евросоюза: «Меркель предложила, Макрон поддержал… Контакты с ЕС для Путина оборвались после оккупации Крыма в 2014-м. Ничего не изменилось: Крым до сих пор оккупирован. Впрочем, Путину дорогу в Европу открывают». Гриценко отметил, что канцлер Германии пояснила свое предложение тем, что на прямой контакт с российским лидером пошло американское руководство. Сейчас в Киеве заняли выжидательную позицию. Считается, что американская линия в отношении Донбасса будет обнародована по итогам запланированных на конец июля переговоров президентов Джозефа Байдена и Владимира Зеленского.
Сейчас стало известно о том, что американский президент предложил назначить на должность постпреда США при ОБСЕ Майкла Карпентера, который ранее работал зампомощника главы Пентагона по России, Украине и Евразии, а также спецсоветником вице-президента США по Европе и Евразии. Вашингтон по-прежнему не изъявляет желания напрямую участвовать в работе Минского или Нормандского форматов. Но опосредованно может влиять на позицию сторон. Назначение новых представителей ОБСЕ в Минскую группу эксперты в Киеве считают сигналом о настроениях Запада.
Печать