Фото с сайта: wikipedia.org
Белый дом опубликовал постановление, которое распространит общие правила продажи конфиската на виды принудительно изъятого имущества, до сих пор находившиеся вне правового поля, в том числе вещдоки, изъятые и задержанные таможенниками товары. Их выставят на электронные аукционы на площадках, занимающихся размещением госзаказа, а недорогие и скоропортящиеся (до 10 тыс. руб.) лоты — на торги на сайте torgi.gov.ru, а вырученные средства направят в Пенсионный фонд.
Опубликованное вчера постановление правительства №944 от 19 июня 2021 года расширяет полномочия Росимущества в части реализации имущества, обращенного в собственность государства, изъятого имущества, а также товаров, задержанных таможенными органами. Проблема распоряжения разнообразным конфискатом фиксировалась Счетной палатой на протяжении нескольких лет — по оценке аудиторов, реализовать удавалось лишь 1% изъятого и конфискованного, стоимость его в процессе подготовки к продаже радикально снижалась, а скоропортящийся конфискат и вовсе не доходил до реализации — и государству приходилось тратиться еще и на его утилизацию. Помимо материальных потерь это провоцировало возникновение коррупционных схем, что отдельно беспокоило аудиторов.
Белый дом начал работу по наведению порядка в этой сфере еще весной 2019 года — подписанное Михаилом Мишустиным постановление готовилось Минфином по поручению «цифрового» вице-премьера правительства Дмитрия Медведева Михаила Акимова. «Теперь по порядку продажи конфиската также будут продаваться вещдоки по уголовным делам и скоропортящиеся вещи по административным делам»,— сообщили вчера “Ъ” в Росимуществе.
До сих пор несколько вопросов, касающихся изъятого правоохранительными и таможенными органами имущества, оставались в серой зоне. Так, постановлением правительства №694 от 19 ноября 2003 года установлен порядок передачи для реализации изъятых вещей, но порядок самой реализации ни им, ни иными нормативными актами не описывался. Аналогично при наличии порядка реализации или уничтожения вещдоков, хранение которых до окончания уголовного дела затруднено (ПП №848 от 23 августа 2012 года), процедуру их реализации он не описывал. Проблему представляло и то, что изъятые вещи и вещдоки не являются госсобственностью и не обращены в доход государства,— судьба средств от их реализации позже определяется судом.
В то же время для уже обращенного в собственность государства имущества эти вопросы регламентированы (ПП №1041 от 30 сентября 2015 года), и Росимущество успело наработать практику, которую и решено было распространить на изъятое и вещдоки для «установления единообразных подходов». Теперь такое имущество при стоимости свыше 10 тыс. руб. будет продаваться на электронных аукционах (на электронных торговых площадках, отобранных для торгов госзаказом по ФЗ-44) и методом прямой продажи на сайте torgi.gov.ru, если оно дешевле или является скоропортящимся. Автоматизацией таких торгов уже занимается Федеральное казначейство (см. “Ъ” от 29 марта).
Впрочем, выбор сроков реализации таких товаров останется за «органом, принявшим решение об изъятии… или органом предварительного расследования, в производстве которого находится уголовное дело». Судьбу же вырученных от продажи средств Белый дом определил однозначно: по аналогии с деньгами от продажи имущества коррупционеров они будут зачисляться в бюджет Пенсионного фонда. В конце 2000-х годов, напомним, вопрос о средствах от продажи изъятого силовиками поднимался до Конституционного суда (см. “Ъ” от 17 июля 2008 года), запретившего им направлять товары на реализацию.
Печать