Геннадий Зюганов представил списки кандидатов, с которым его партия пойдет на выборы в Госдуму ближайшей осенью. Кадровыми решениями Зюганова остались недовольны, как в высших эшелонах власти, так и внутри партии. Очевидно, что лидер КПРФ перед выборами решил показать радикализм в принятии решений. Какие преференции намерен выбить глава коммунистов и к каким последствиям могут привести его кадровые решения – в материале «ФедералПресс».
Радикалы в списках и угроза майданомКак сообщает источник «ФедералПресс», близкий к администрации президента, в Кремле остались недовольны фамилиями лидеров партийного списка КПРФ, который был представлен на съезде 24 июня. Во-первых, речь идет о беспартийном бывшем кандидате в президенты РФ Павле Грудинине, который стал третьим в федеральном списке. Собеседник «ФедералПресс» отмечает, что кандидатура Грудинина не была согласована с внутриполитическом блоком Кремля. При этом, стоит понимать, что федеральные списки всех партий перед их публичным представлением так или иначе обсуждаются с администрацией президента.
«Это нормальная и многолетняя практика. Все списки обычно согласуются с Кремлем, в том числе для того, чтобы там не было каких-то радикальных лиц», – сказал один из собеседников «ФедералПресс».
Впрочем, речь идет не только о Грудинине, но и о других более «радикальных» политиках. В частности, это несколько лидеров региональных списков, среди которых глава московского горкома Валерий Рашкин, бывший губернатор Иркутской области Сергей Левченко и бывший сенатор от Бурятии Вячеслав Мархаев. Что касается Рашкина и Левченко, то перед последним съездом Зюганов подавал четкие сигналы о том, что их можно списывать с политической дистанции, так как они не вошли в новый президиум ЦК КПРФ. Все это сопровождалось регулярными слухами в СМИ о том, что Рашкина и Левченко вообще могут выгнать из партии из-за заговора по захвату власти и симпатий Навальному.
Однако, Зюганов проявил радикализм не только своими кадровыми перестановками, но и публичными выступлениями. На прошедшем съезде он пригрозил власти «массовыми беспорядками на улицах» и даже припомнил майдан.
«Как развивается российский майдан я знаю лучших других. Я хорошо изучал историю и мои люди видели, как развивались события на том же самом майдане [в Киеве]», – заявил Зюганов на прошедшем съезде.
Торг или шантаж?При этом, ранее лидер КПРФ категорически осуждал «зимние» протесты в стране и утверждал, что за ними стоят иностранные спецслужбы. Политологи считают, что своими новыми заявлениями и кадровыми решениями Зюганов предложил власти торг.
«Именно для того, чтоб Грудинин остался на третьей позиции, Зюганов и затеял всю эту историю с протестами, с программой новой, которая абсолютно популистская, но может быть привлекательна для людей. Именно поэтому он поставил Мархаева. Именно поэтому он поставил раздражающих людей, типа Левченко. Это вызов и торг. Зюганов говорит: «Мы можем отказаться от чего-то, если вы не будете нам мешать рассчитывать на наш потенциальный результат». Да, это торг, но не шантаж», – сказал в беседе с «ФедералПресс» политолог Павел Данилин.
Однако ситуация с выдвижением Грудинина не выглядит как гарантированно выигрышная. Бэкграунд с «миллиардами» и его судебные дела с пайщиками Совхоза им. Ленина могут снова вылезти наружу в любой момент. А это грозит не только исключением Грудидина из списка кандидатов в Госдуму, но и имиджевыми проблемами для партии.
«Если Грудинин не подчистил за собой, то могут быть проблемы. Выпрут его из списка. Потому что сейчас всё проверяют. Найдут у него оффшоры и всё, до свидания», – отметил Данилин.
Не предупредил своихКак сообщает источник «ФедералПресс», близкий к руководству КПРФ, Зюганов не согласовывал итоговый список и со своим окружением, которое также осталось этим недовольно.
«Геннадий Андреевич в ночь перед съездом произвел несколько замен и подвижек, которых никто не ждал», – отметил собеседник.
Не секрет, что фигура того же беспартийного Грудинина и ранее вызывала «тихое возмущение» у ряда высокопоставленных членов КПРФ, ну а Рашкин и Левченко представляют крыло радикальных политиков, которые конфликтуют с другими силами внутри партии, в том числе с Юрием Афониным, которого считают преемником Зюганова.
Политологи по-разному оценивают противоречия внутри руководства КПРФ и то, какое влияние они окажут на дальнейший ход предвыборной кампании. Политтехнолог Дмитрий Фетисов не исключает, что некоторые члены партии сами могут выступить инициаторами каких-либо негативных информационных кампаний против Зюганова, так как федеральные списки и нахождение в них – это, в том числе, и вопрос финансовых потоков.
«На региональном уровне может быть такое, что вставляют палки в колеса из-за того, что им ставят во главе списка какого-то нежелательного человека», – отметил Фетисов, добавив, что пока непонятно, как все это отразится на ходе предвыборной кампании коммунистов.
В свою очередь,
Константин Калачев считает, что противоречия по предвыборным спискам – это нормальная история.
«Удовлетворить всех проблематично. Либо с радикалами можно поссориться, либо умеренных огорчить. Но вряд ли кто-то внутри партии будет вставлять палки в колеса. Хотя в первоначальном списке были наверху Зюганов, Афонин, Мельников. С точки зрения партийной иерархии все было бы понятно. Но выборы предполагают, что надо понравиться и не только своему целевому электорату, но и тем, кто собирается голосовать по принципу от противного. В этом смысле списки понятны и логичны», – заключил Калачев.
Печать