Фото с сайта: pixabay.com
Одна из главных политических новостей ЕС – попытка объединения всех сил, которые можно назвать крайне правыми и евроскептиками. Декларацию о создании большого националистического альянса подписали 16 организаций. Среди них – «Национальное объединение» Марин Ле Пен, венгерский «Фидес» Виктора Орбана, польский «Закон и справедливость» Ярослава Качиньского. Словом, все, кому не нравится, что Евросоюз постепенно эволюционирует от наднациональной организации в нечто напоминающее конфедерацию.
Однако беспокоиться сторонникам единой Европы, пожалуй, не стоит. Победный правый марш в Евросоюзе вряд ли получится.
Объединиться националисты всей Европы пробуют не первый раз. Собственно, в Европарламенте уже есть фракция «Европа наций и свобод». Это все тот же интернационал ультраправых, но в усеченном варианте. Там есть партия Ле Пен, австрийская Партия свободы, итальянская «Лига Севера», но отсутствуют несговорчивые венгры – сторонники Виктора Орбана, которые сейчас в ЕС на слуху. В Венгрии принят закон о запрете ЛГБТ-пропаганды, и в Евросоюзе теперь всерьез обсуждаются санкции против этой страны.
Скорее всего какие-нибудь демонстративные меры против официального Будапешта последуют. Накажут Орбана не столько даже за ЛГБТ, сколько по совокупности «заслуг». Венгрия слишком часто демонстрирует строптивость и несговорчивость при обсуждении общеевропейских вопросов. К тому же есть веские основания считать, что запрет пропаганды ЛГБТ – это очередной повод для Орбана поторговаться с Брюсселем с целью выбить какие-нибудь уступки хоть по субсидиям по линии ЕС, хоть по старой проблеме – приему беженцев с Ближнего Востока.
Объединив всех противников идеи единой Европы справа, новая фракция Европарламента, конечно, усилится. Вот только связывать с ней излишние страхи или надежды все равно не стоит. Можно даже осторожно спрогнозировать, что появление новой фракции в Европарламенте станет не признаком приближающегося торжества ультраправой идеи в Европе, а предвестником ее кризиса.
Евросоюз «хоронили» не раз. И очень часто апокалиптические прогнозы относительно будущего этого самого успешного в современной истории интеграционного проекта связывали с результатами очередных выборов в Европарламент. Ведь в эту институцию европейцы традиционно избирали тех, за кого ни в коем разе не проголосуют, когда речь заходит о выборах в свой парламент. Долгое время в странах новой и старой Европы господствовало незаслуженное представление, что органы власти Евросоюза – это что-то несерьезное. Сидят себе брюссельские бюрократы, получают большие деньги, что-то говорят и что-то делают. Пользы от них мало, но и вреда особого нет. Почему бы в знак протеста не избрать к ним в компанию какого-нибудь борца с заговорами рептилоидов или защитника от засилья мигрантов? Для своих традиционных вменяемых политиков это будет намек на то, что избиратели ими недовольны.
Однако лет вот уже пять, а то и больше, как ситуация поменялась. Дело не только в том, что несистемные правые прочно обосновались в своих национальных парламентах. С каждым новым кризисом, с которым сталкивается ЕС, меняется роль Европарламента. Она возрастает, как растет ценность ассигнований, которые выделяются в Брюсселе на борьбу с долговыми проблемами или на преодоление последствий коронавируса. А это не на руку евроскептикам.
Тревожным сигналом для создающейся фракции должен стать результат недавних региональных выборов во Франции. Они обернулись сокрушительным поражением «Национального объединения». Опросы прочили этой партии победу в 6 из 13 регионов страны. А в результате сторонники Ле Пен проиграли везде. Победили же вполне «системные» голлисты – «Республиканцы» и социалисты. Конечно, можно это списать на низкую явку из-за коронавируса (что Ле Пен, кстати, и сделала). А можно трактовать данный результат как свидетельство того, что в условиях кризиса европейцы предпочитают не рисковать. Хорошо фрондировать, когда цена твоего выбора невелика. А когда от твоего голоса зависит, скажем, сколько вакцин от COVID-19 получит твоя страна, ставка делается на тех, кому на самом деле доверяешь.
Печать