Нижегородское отделение КПРФ в минувшую субботу провело региональную конференцию, где согласовало кандидатов на выборы в Законодательное собрание области. Удивительно, что списки кандидатов до сих пор не опубликованы, известна только первая тройка – Егоров/Кабешев/Буркова, да и то из неофициальных источников. Вот о ней и поговорим.
Кто не попал в тройкуНо начать надо не с тех, кто вошел в итоговую тройку, а с тех, кто в нее не вошел. В первую очередь, таким человек мог бы стать Владимир Буланов. Он действующий депутат, несколько созывов в Заксобрании, опытный промышленник, то есть ресурсный кандидат. Плюс он яркий политик, который умеет выступать как в комитетах и на заседаниях, так и на публике.
В прошлый раз, на выборах в 2016 году, Буланов тоже не попал в тройку. Скорее всего, эта была договоренность КПРФ с губернатором Валерием Шанцевым, у которого с Булановым были уже личностные конфликты. Тем не менее, Владимира Буланова поставили в проходную группу в Московском районе, где он и получил мандат. С уходом Шанцева у Буланова как будто бы исчезла политическая цель – при Глебе Никитине он уже не так активно ведет себя на заседаниях, и в целом есть ощущение, что политика стала ему неинтересна.
Видимо, и партия не смогла предложить Буланову новые варианты и перспективы. Собственно, так когда-то было с Александром Кузнецовым, который в итоге ушел из КПРФ в «Партию роста». Правда, в партии остался его брат Сергей, но он все-таки не тянет на вхождение в тройку.
Еще один действующий депутат – Дмитрий Горлов. Он неожиданно вошел в тройку на выборах в 2016 году, и было ясно, что это – ресурсный кандидат. Собственно, за пять лет своей работы в Заксобрании он не запомнился ничем. Да и сам, видимо, понял, что политика – это не его стезя, и мандат депутата Заксобрания не особо помогает (а может, и мешает). Говорили, что Горлов хотел избраться в гордуму в прошлом году, но и от этой идеи он отказался.
Это – о тех ресурсных кандидатах, кого партия не смогла удержать и включить в тройку на выборах. Но есть еще и те, с которыми неудачно провели переговоры. Думаю, таких достаточно много, но информация просачивалась только об Олеге Шелягове и Василии Обломее. Удивительно, что не пошел в тройку Олег Кирица, который выдвинулся в Госдуму в Автозаводском округе. Думаю, что средств на выборы он потратит примерно столько же, сколько бы потратил на кампанию в ЗС НО, но хотя бы был с мандатом.
Егоров/КабешевВ итоге КПРФ, что называется, не стала искать добра от добра, и выставила первыми в списке двух других действующих депутатов – зампредседателя Владислава Егорова и зампредседателя отделения Романа Кабешева. Профессор Антон Фортунатов, комментируя списки КПРФ для программы «Около Кремля», особо выделил Кабешева и Михаила Рыхтика как представителей научной сферы, интеллигенции, Владислава Егорова тоже можно было туда отнести (преподавал у меня в ННГУ в свое время).
Вообще с выдвижением Егорова и Кабешева все логично – они лидеры отделения, и заслужили свои мандаты. При этом у Егорова есть хорошая поддержка из Москвы от одного из возможных преемников Геннадия Зюганова Юрия Афонина (Афонин даже был делегатом конференции от Нижегородской области). А Кабешев, видимо, вполне себе устраивает нижегородский кремль.
В сцепке кандидатов в Заксобрание и Госдуму удивляет только отсутствие Владислава Егорова среди кандидатов в Госдуму в одномандатных округах. Странно, что в родном для Егорова Нижегородском округе снова идет на выборы политический пенсионер Николай Рябов, с которым Егоров когда-то «бились» за руководство отделением. Владислав Егоров справедливо может сказать, что он, как секретарь партии в регионе руководит всей кампанией и поэтому не может «отвлекаться» на выборы в одномандатном округе. Но все-таки, по моему личному мнению, лидер партии должен показывать пример всем остальным, в том числе в работе на округе.
Ресурсный кандидатСобственно, самым интересным было то, кто же станет третьим в списке КПРФ на выборах в Заксобрание. И такой человек, который, видимо, и будет финансировать большую часть кампании, нашелся. Это руководитель «Нижегородского института прикладной биотехнологии» Людмила Буркова. Про нее в интернете нет совершенно никакой информации. Известно только, что ее компания один из лидеров рынка ПЦР-тестов и медицинского оборудования.
И вот здесь КПРФ нашли почти что идеального ресурсного кандидата. Это не чистый «раздражающий электорат» бизнесмен типа того же Горлова, не перебежчики из партий, как Кузнецовы. Это человек, который сейчас вносит огромный вклад в борьбу с коронавирусом. Пусть не на передовой, как врачи, но в сфере науки, что тоже крайне важно. Плюс этот кандидат – женщина, а у них на выборах всегда есть свой электорат.
Судя по открытой информации, Людмила Буркова – совладелица (у нее 20%) «Нижегородского института прикладной биотехнологии». Ей принадлежит пятая часть компании, а половиной владеет НПО «Диагностические системы». НПО владеет Анатолий Бурков – один из богатейших людей региона. В рейтинге самых богатых людей 2019 года по версии сайта «НьюсНН» Бурков занял 17-е место с активами 1,2 миллиарда рублей. Не знаю родственных связей Анатолия Николаевича и Людмилы Николаевны Бурковой, но вероятно, что они есть.
Вообще Бурков очень известный в регионе человек. Доктор медицинских наук, профессор. Свою профессиональную деятельность начал с 1981 года в научно-производственном объединении «Восток». С 1987 по 1990 год работал в Горьковском НИИ эпидемиологии и микробиологии – Нижегородском НИИ эпидемиологии и микробиологии им. академика И.Н.Блохиной в должности заместителя директора института. В 1991 году создал НПО «Диагностические системы».
Вообще Анатолий Бурков не самый публичный человек в Нижнем Новгороде, и раньше не был замечен в интересе к выборам. Но сейчас, видимо, крупные компании «подтянули» к формированию Заксобрания, и он отправил своего представителя в списки КПРФ. Так что мало сомнений, что ресурсный кандидат в список КПРФ на выборах в Заксобрание не «одобрен» нижегородским кремлем. Так что ожидать от него ярко-красной риторики, как у Егорова и Кабешева, не стоит.
Печать